Кэтрин Хёпберн: «Мне всё равно, что про меня пишут, лишь бы это не было правдой».

 

кх7

Мятежным, ищущим натурам в известном смысле легче всего дается их работа. И тяжелее дается собственно жизнь. Не думаю, чтобы работа кого-либо действительно губила. Мне кажется, людей в куда большей степени убивает именно отсутствие работы. Уродуют же человека дурные привычки.

Кэтрин ХЁПБЕРН родилась 12 мая 1907 года в городе Хартфорд, штат Коннектикут (США). Происходила из знатного рода, корни которого восходят к французским (Луи VII) и английским (Генри II) королям. Её мать, Кэтрин Марта Хоутон, происходила из знаменитого семейства, владевшего крупнейшим стекольным заводом, была суфражисткой и проповедницей права женщин на аборты. А отец Томас, был известным хирургом и новатором в лечении венерических болезней. В семье было шестеро детей.

к1

Сама Кэтрин была очень близка со своим братом Томом, и в 14 лет перенесла настоящую трагедию. Фиктивную дату рождения она взяла в память брата Тома, который трагически погиб, упав со стропил их дома в Нью-Йорке. Кэтрин была первой, кто обнаружил бездыханное тело мальчика… Это несчастье коренным образом изменило Кэтрин. Она стала замкнутой, не общалась со сверстниками и большую часть времени обучалась на дому. И еще много лет после этого Кэтрин использовала дату рождения брата, 8 ноября, как свою собственную.

Кэйт получила прекрасное образование. В 1928 году она окончила колледж Брин Мор,  знала несколько языков, заработала медаль на чемпионате по фигурному катанию, была второй теннисисткой штата Миссури и одной из самых многообещающих гольфисток в стране. Хёпберн участвовала в любительских спектаклях, которые устраивались во время летних каникул на даче.

«Актёрство — наименьший из людских талантов и не самый достойный способ зарабатывать на жизнь. В конце концов, Ширли Темпл могла играть уже в четырехлетнем возрасте».

Вполне может быть, что идея пойти в актрисы возникла у Кэтрин из противоречия собственной натуре. Кэтрин с её богатым внутренним миром, прекрасным образованием и финансовым положением можно было уединиться где-нибудь в деревне и сочинять женские романы. Но Хёпберн предпочла путь наибольшего сопротивления. В деньгах Кэтрин никогда не нуждалась, была избалованной и амбициозной, с бунтарским характером. Может быть, именно благодаря строптивому и неуживчивому характеру она и стала воплощением американки ХХ века. И даже критики ломали об неё копья, ведь они привыкли иметь дело с этакими легкомысленными актрисульками, на которых можно было смотреть свысока. С Кэтрин же такие номера не проходили.

кх5

Получив высшее образование и степень магистра философии и истории, в 19 лет она заявила родителям, что хочет стать актрисой. Преодолев возражения отца, она получила от него 50 долларов на поездку в Балтимор, где режиссёр тамошнего театра Эдвин Кнопф поручил начинающей актрисе маленькие роли в спектаклях «Царица» и «Факельщики». Если учесть, что у неё не было ни школы, ни опыта, то играла Хепберн довольно удачно.
По окончании сезона Кэйт отправилась в Нью-Йорк, где начала брать уроки актёрского мастерства у известного педагога Фрэнсис Робинсон-Дафф, которой ученица сразу же понравилась, ибо напоминала ей Элеонору Дузе.

кх9

Спустя некоторое время, в Нью-Йорке объявился Эдвин Кнопф с предложением Кэтрин стать дублёршей исполнительницы главной роли в спектакле «Большое озеро». После нескольких репетиций эту роль доверили Хёпберн и дебют она с треском провалила. Сразу же после премьеры её уволили, но это нисколько не пошатнуло самоуверенности начинающей актрисы. Кэйт не пала духом, и вскоре в другом театре прекрасно справилась с ролью школьницы в пьесе «Эти дни» Клагстон. Увы, спектакль сняли уже через восемь дней…

«Меня всегда увольняли. Самой судьбой мне суждено было «вспыхивать – и гаснуть».

PBDKAHE EC146

В 1928 году Кэтрин вышла замуж за друга юности Ладлоу Огдена Смита. И уже в следующем году Хепберн поступает в театр «Гилд», где играет инженю в пьесах «Метеор» Бермана и «Летний месяц в деревне» Тургенева. В Стокбридже она участвует в нескольких спектаклях театра «Беркшир плэйхаус». Её необычная внешность и манеры — и её уникальный голос Новой Англии — поначалу отпугнул некоторых зрителей, но её душевное исполнение наивной, импульсивной молодой актрисы, пытающейся завоевать Бродвей, покорило их. Наконец в бродвейской постановке её утверждают на главную роль – энергичной, волевой, бесстрашной царицы амазонок Антиопы в спектакле по пьесе Джулиана Томпсона «Муж воительницы». Премьера состоялась в марте 1932 года в театре «Мороско» в Нью-Йорке. Спектакль имел успех, а имя Хёпберн получило известность. Она почувствовала себя настоящей актрисой. Хеёпберн уехала в Голливуд, распрощавшись с Ладлоу. Это было начало конца их брака. Через некоторое время они развелись на Юкатане, в Мексике, сохранив дружеские отношения. В дальнейшем Кэтрин часто обращалась за помощью к бывшему мужу.

HEPBURN, KATHARINE

Голливудскому продюсеру Селзнику Кэтрин совершенно не понравилась. Перед ним стояла нескладная девушка лет 25. Одетая в ничем не примечательные брюки и сандалии, она не носила грима и говорила со снобистским коннектикутским выговором. «Боже, – воскликнул Селзник, – это самое жуткое пугало, какое я когда-либо видел. Если нам понадобится кто-то на роль Эндорской ведьмы, мы возьмем её».

Однако Джордж Кьюкор думал иначе. Просмотрев пробы, он почувствовал невыразимую прелесть, нечто завораживающее в том, как она ставила стакан на пол. Кьюкор рекомендовал Хёпберн на главную роль в нашумевшем предприятии Селзника «Билль о разводе», где её партнером стал Джон Барримор.

билль

Фильм имел шумный успех и оказался судьбоносным для Хёпберн. И поскольку его режиссером был Джордж Кьюкор, ставший её ближайшим другом и ментором, впоследствии она снялась во многих его фильмах. Вот как вспоминал Кьюкор первую пробу Хепберн: «Она не походила ни на кого из тех, кого мне раньше доводилось видеть или слышать. Проба взволновала меня, хотя её игра была далеко не совершенной, тем не менее, я подумал: «Эта девочка очень интересна».

На данном этапе своей деятельности сама Кэтрин Хёпберн была прагматична, как нью-йоркская фондовая биржа. На студии уже знали, что если эта актриса заприметит какую-нибудь роль, то лучше отдать её по-хорошему. Не секрет, что многие побаивались Кэтрин, хотя она продолжала считать себя наивной и пугливой.

кх13

«Враги — отличное стимулирующее средство».

В 1933 году Кэтрин сыграла в фильме «Утренняя слава». Роль Эвы Лавлейс приносит ей первого «Оскара». А следующую картину – «Маленькие женщины» Хёпберн называет среди самых любимых. Фильм назван лучшим фильмом года, а Хёпберн получает премию Венецианского кинофестиваля. Так Кэтрин стала кинозвездой всего за полтора года.

Теперь круг её общения составляли сплошь знаменитости. Хёпберн не искала дружбы, скорее наоборот, кто-то видел в ней старшую сестру, кто-то бесплатного психоаналитика, кто-то тонкого и умного собеседника. Кэтрин не разочаровывала никого, разве что себя. Чтобы развеять меланхолию существовали диванные вечеринки Джорджа Кьюкора.

Далее Хёпберн с блеском справляется и с ролью Марии Стюарт в фильме «Мария Шотландская» (1935). А в промежутке между съёмками возвращается на Бродвей, чтобы выступить в сентиментальной пьесе «Озеро» и удостоиться уничижительной реплики известной писательницы и критика Дороти Паркер, которая заявила, что «диапазон эмоций Хёпберн от «а» до «б». Спектаклю была суждена недолгая жизнь… А следом и карьера Хёпберн вошла в пике. Сначала фиаско в театре, затем фиаско в кино. Сразу несколько провальных картин подряд. При этом, несмотря на провальные киноленты, в 1935 году она получает номинацию на Оскар за фильм «Алиса Адамс» (1935). Владельцы кинотеатров начали шарахаться от её имени как от чумы. В своем падении она опередила и Марлен Дитрих, и Джоан Кроуфорд.

Katharine_Hepburn_11.jpg

Надеждам Кэтрин сыграть Скарлетт О’Хара в голливудской экранизации романа «Унесенные ветром» также не суждено было сбыться, роль она не получила. Тогда известный драматург Фил Барри специально для нее написал пьесу «Филадельфийская история». Характер главной героини Трейси Лорд очень напоминал взрывной характер Хёпберн; даже речь Трейси была похожа на ее манеру говорить – бурный поток слов, постоянная ирония, шутки. Кэтрин попросила Барри прислать ей пьесу; первый акт она одобрила, второй – тоже, а третий попросила переписать. Драматург сделал всё, как хотела актриса, и Хёпберн с труппой «Гилд» и режиссером Робертом Синклером приступили к репетициям. Премьера «Филадельфийской истории» состоялась в феврале 1939 года в Нью-Хэйвене, после чего пьеса пошла на Бродвее. Зрительский успех был ошеломляющим, и даже строгая нью-йоркская критика хорошо приняла спектакль. Брукс Аткинсон нашел слова признания: «Это странная, всегда возбужденная маленькая женщина со строгой красотой и металлическим голосом; выстроить для неё роль всегда очень непросто. Но сегодня в центральной партии пьесы мистера Барри она выступает как женщина, которая, наконец, нашла свою радость, – и нашла её в театре. Нет никакой двусмысленности в поведении её героини. Актриса обладает утонченным вкусом, она удивительно живая и свободна в выражении чувств». Спектакль прошел на Бродвее 415 раз, на гастролях в США его показали еще 254 раза. «Филадельфийская история» принесла более чем миллионный доход и спасла «Гилд» от разорения; сама же Хёпберн, которой принадлежала четверть дохода, значительно улучшила своё финансовое положение.

Вскоре многие кинокомпании готовы были выложить любые деньги за право экранизации «Филадельфийской истории». Выяснилось, что этими правами владеет… Хёпберн. Она перехитрила всех. С помощью эксцентричного миллиардера Говарда Хьюза, с которым у неё был мимолетный роман, Хёпберн купила права на экранизацию «Филадельфийской истории». Фильм по нашумевшей пьесе вышел в 1940 году, а Кэтрин за роль Трейси Лорд получила премию нью-йоркских кинокритиков.

«Следовать всем правилам — значит лишить себя всех удовольствий».

кх8

Часто играя сильных независимых женщин с собственным умом, Кэтрин и в жизни была такой же. Она не придавала абсолютно никакого значения одежде и носила слаксы вместо платьев. И это в 1940-х годах – когда в моде были женственные сексапильные красотки в облегающих нарядах! Хёпберн почти не пользовалась косметикой, избегала давать интервью и практически не появлялась на публике. Неоднократные попытки киностудии повлиять на неё были тщетны. Однажды костюмеры даже спрятали её слаксы — а она ходила вокруг студии в нижнем белье до тех пор, пока они не были возвращены.

кх14

Кэтрин была одной из немногих больших звезд в Голливуде, не пытавшейся подыгрывать публике и хоть сколько-нибудь приукрасить свою индивидуальность. Многие находили её надменной и неуживчивой. Этот её отказ принять роль голливудской небожительницы и играть по неписаным правилам привёл к тому, что общественное мнение довольно быстро отвернулось от неё. Хепберн не отличалась классической голливудской красотой, её красота была скорее аристократической, что еще больше подчеркивалось ее властным, почти мужским характером. В телевизионной автобиографии Хёпберн говорит: «В какой-то степени я прожила свою жизнь как мужчина, ибо всегда принимала решения сама. И хотя страх мне был ведом, как и всем нам, я обуздывала его и продолжала идти вперёд».

кх1
Кэтрин Хёпберн, была не просто женщиной. Она была целой эпохой в истории голливудского кинематографа. В 1933 году Кэтрин Хепберн вручали первого «Оскара», а спустя 34 года, в 1967 году, она вновь получала «Оскара». Такова эпоха Кэтрин Хёберн в Голливуде.

«Я думаю, что большинство людей, добившихся успеха в искусстве, втайне удивляются, действительно ли они так хороши или им всего лишь повезло».

Хёпберн – актриса широкого диапазона, способная на мгновенные перевоплощения. Но лучше всего ей удавались комедийные роли. Именно к таким картинам относится «Женщина года» (1942), за которую она получила номинацию на Оскар, в которой впервые её партнером был прекрасный актер и неотразимый мужчина Спенсер Трейси, приглашенный на главную мужскую роль. Кэтрин и Трейси составили прекрасный дуэт и сыграли в дальнейшем вместе в девяти картинах. Несмотря на то, что творческий метод Хёпберн противоположен тому, что исповедовал Спенсер. Он предпочитал всё делать с первого дубля, а Кэтрин работала скрупулезно, аналитически подходя к роли. Ей нравилось репетировать, пробовать в нескольких дублях различные варианты.

Картина «Женщина года» получила широкий резонанс в обществе и Хёпберн свыклась с ролью рупора общественности. 19 мая 1947 года она выступила в поддержку американских коммунистов. Уже впоследствии Хепберн трактовала этот поступок как шаг в защиту актёров, уволенных по политическим соображениям.

кс1

Трейси стал партнёром Хэпберн не только в кино, но и в жизни. Этот звёздный роман длился 27 лет, вплоть до кончины Трейси в 1967 году. Скрытная Хепберн заговорила о своих отношениях с Трейси только лишь после смерти его жены Луизы в 1983 году. Она описала их в своих мемуарах, ставших бестселлером; она рассказала о них в автобиографическом телефильме. У Хёпберн до Трейси были романы и с миллиардером Говардом Хьюзом, были в её жизни бродвейский продюсер Лелонд Хэйворд и колосс американского кино, режиссёр Джон Форд. После Трейси у неё уже никого не было, она отдала ему всю свою любовь.

В конце 1940-х годов Хёпберн решила попробовать себя в шекспировском репертуаре. За постановку пьесы «Как вам это понравится» взялся Майкл Бентхолл, возглавлявший «Олд Вик». Все 148 представлений в нью-йоркском театре «Корт» прошли при аншлагах. После Нью-Йорка труппа отправилась в продолжительные гастроли по Соединённым Штатам, актёры хорошо заработали и понравились как публике, так и критикам.

Приступая к съемкам в фильме «Африканская королева» (1951), Кэйт к тому времени снялась уже в 28 лентах. Но, ни одна не отняла у неё столько физических сил, сколько эта, в которой она играла старую деву. Частые переезды, непривычный климат, тяжёлые условия съёмок на натуре, необходимость приспосабливаться к неординарному Хэмфри Богарту, а также к постоянным капризам Джона Хьюстона, – всё это изматывало, но работа была отмечена очередной номинацией на Оскар. Четверть века спустя актриса написала весёлую книгу «На съемках «Африканской королевы», или как я поехала в Африку с Богартом, Бэколл и Хьюстоном и чуть не сошла с ума».

lio001cm

Хёпберн с большим успехом играла в «Миллионерше» (1952) Бернарда Шоу. Спектакль вновь поставил Бентхолл. Она отыграла 9 недель в Лондоне, а после летнего перерыва ещё 10 недель – в Нью-Йорке. Следует отметить, что 1950-е годы прошли для Хёпберн под знаком Шекспира. В 1955 году она играла на сцене «Олд Вика» в «Венецианском купце», «Укрощении строптивой» и в «Мере за меру». В течение 6 месяцев Кэтрин вместе с театром гастролировала в Австралии. Гастроли были очень интересными и прошли с огромным успехом. Позже актриса сыграла в спектаклях «Много шума из ничего» (1957), «Двенадцатая ночь» и «Антоний и Клеопатра» (1960).

«Публика, если вы ей только позволите, сыграет за вас половину роли».

После серии шекспировских ролей на сцене Хёпберн решила вернуться в кино. В Лондоне она снялась в фильме по пьесе Теннесси Уильямса «Внезапно, прошлым летом» (1960), и хотя роль матери-злодейки, миссис Венейбл, была ей не по душе, Хёпберн, проявив завидный профессионализм, справилась со своей задачей и легко переиграла в фильме своих партнёров – Элизабет Тейлор и Монтгомери Клифта. Теннесси Уильямс пришел в такой восторг от актерского мастерства Хёпберн, что следующую пьесу «Ночь игуаны» написал специально для неё. Но актриса посчитала, что роль Мэксин Фолк ей не подходит. Правда, потом Кэтрин с блеском сыграет Аманду Уингфилд в английском телефильме по пьесе Уильямса «Стеклянный зверинец». «Кэйт – это актриса, о которой мечтает каждый драматург, – утверждал Уильямс. – У неё текст звучит намного лучше, чем он написан: утонченность её ума и чувства позволяет высветить все те смысловые оттенки, которые заложены в каждой произносимой ею фразе». В 1962 году Хепберн создала образ Мэри Тайрон в фильме по пьесе Юджина О’Нила «Долгий день уходит в ночь».

Критики единодушно признали за ней талант трагической актрисы. Она удостоилась очередной премии американской киноакадемии. Она была цельной натурой. Ее партнер по четырем романтическим комедиям Кэри Грант говорил: «Кэтрин самая честная женщина, которую мне доводилось встречать». Да, честность и прямота были для Хёпберн религией. А в Бога эта дочь хирурга и суфражистки не верила.

За роль жены крупного издателя в антирасистском фильме Крамера «Угадай, кто придет к обеду?» Хепберн получила 10 номинацию и 2-ю статуэтку премии Оскар как Лучшая актриса. Это была последняя картина Спенсера Трейси. 10 июня 1967 года его сердце внезапно остановилось… Кэтрин тяжело переживала смерть любимого человека. В это трудное время её поддержал английский актёр Питер О’Тул, уговоривший актрису сняться в историческом фильме «Лев зимой» по пьесе Джеймса Голдмена, где Хёпберн блистательно сыграла королеву Элеонору Аквитанскую. За эту роль актриса получила 3-й Оскар и премию Британской киноакадемии.

Одной из самых ярких театральных работ Хепберн стала роль Коко Шанель в мюзикле Элена Джея Лернера «Коко». Мюзикл был совершенно новой формой для актрисы. На прослушивании она спела так, что все, в том числе и продюсер спектакля Фредерик Бриссон, пришли в восторг. Бродвейская премьера побила все рекорды по выручке – 35000 долларов! Критики сравнивали игру Хепберн с Ниагарским водопадом. Большим успехом пользовался и другой бродвейский спектакль с ее участием – «Вестсайдский вальс» (1981). В 1982 году Хепберн получила 4-го по счету Оскара за участие в фильме «На Золотом пруду».

KH-oscars1

12 номинаций на Оскар и 4 победы в категории Лучшая Актриса, и по сей день является рекордом для любой актрисы, который вряд ли будет повторен в ближайшее время. Показательно, что Хёпберн ни разу не участвовала в церемониях вручения Оскаров и лично не принимала статуэток. Кэтрин была женщиной с характером. И продолжала сниматься в характерных ролях, даже в 1990-х годах, когда ей было далеко за восемьдесят.

кхс1

В последние годы легендарную актрису преследовали недуги: донимает артрит, болезнь Паркинсона, а также неизлечимая инфекция глаза. Кроме того, она перенесла операцию по протезированию бедра. Хёпберн, не на шутку напуганная проблемами со здоровьем, продала свой дом в центре Манхэттена, купленный еще в 1932 году, и перебралась поближе к природе, в коннектикутский Одд-Сэйбрук, где жила тихо и скромно.

«В возрасте как таковом я не вижу ничего романтического. Либо вы интересны в любом возрасте, либо нет. Нет ничего особенно интересного в том, чтобы быть старым, — или в том, чтобы быть молодым».

12 мая 1997 года, в день её 90-летия, в крупнейшем городе США сад на площади имени Дага Хаммаршельда, находящийся около ООН, был переименован в «Сад Кэтрин Хепберн». В 1999 году она была признана самой легендарной актрисой американского кино.

Кэтрин Хёпберн ушла из жизни 29 июня 2003 года. В возрасте 96 лет она мирно умерла в своём старом доме.

«Смерть будет истинным отдыхом. Больше никаких интервью».

кхс3

1 июля 2003 года театральный Бродвей погасил огни. В знак траура по Кэтрин Хёпберн. Так было много лет назад на лондонском Вест-Энде, когда закатилась звезда Вивьен Ли…

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s