Вышедшая из тени

dsc01730_redtalk

Она выросла и стала взрослой. Более того, она сменила статус и перешла в разряд высокого искусства…

Кукла… По словам моего собеседника, члена Союза художников Азербайджана Пярвиза Гусейнова, она словно тень шла рядом с человеком, преодолевая сотни столетий, складывающихся в тысячи. Но разве мы обращаем внимание на тень и воспринимаем её серьёзно? Такая же участь долго сопровождала нашу героиню. Но она не обижалась, а скрашивала дни. Ограждала от невзгод, оберегая дома и их обитателей, внося хоть немного красоты в сложные периоды. И вот теперь она на пьедестале, словно получила награду за свои мытарства. Но и это не всё.

Она обрела автора. Создателя, который берёт на себя ответственность за её дальнейшую судьбу, когда представляет миру. И вот сегодня она вызывает удивление, восторг, восхищение, хвалебные оды.

Ей выделяются лучшие помещения, подбираются выгоднейшие ракурсы, посвящают научные изыскания и множество материалов. А она смотрит на нас и немного лукавит, создавая впечатление стороннего наблюдателя. Тем самым ещё более завлекая и увлекая…

П.Г. — Прежде всего надо отметить что кукольное искусство – это кукла как таковая. Определение же авторской куклы – высшая планка изобразительного искусства. Потому что каждый мастер должен быть одновременно скульптором, художником, модельером, дизайнером, ювелиром… Проще говоря, создавая куклу (а создаёт её один человек), он сочетает в работе всё, что входит в понятие «изобразительное искусство». Быть мастером «на все руки». Поэтому, кукла – элитный вид искусства. Таких людей в мире не очень-то и много. Сегодня молодёжь, очаровавшись видом кукол, частенько «загорается желанием». У меня уже выработалась своя система «сканирования»: наблюдаю со стороны, как реагирует кандидат в кукольных дел мастера на представленные в галерее экспонаты. Если проходит в кабинет, не задержавшись возле хотя бы одной работы – «вряд ли». И если следующим шагом будет вопрос о вероятных размерах заработка – понимаю, что это «пустышка»!

— Разве финансовая сторона не имеет значения?

— Я не совсем об этом. Главное, надо принять во внимание, что создание кукол – дело временно затратное. Чтобы хоть как-то приблизиться к званию «Мастер», должен пройти не один десяток лет. К моему большому сожалению, нынешняя молодёжь терпением не блещет. Кроме того, существуют неписаные правила, когда при создании куклы нельзя пользоваться «ширпотребом». Каждая деталь, каждый элемент, каждая составляющая должны быть созданы собственными руками, без привлечения готовых, так называемых «магазинных». Старое поколение кукольников знает и чтит традиции, на основании которых и создаётся кукла. В нашей галерее есть работы Гули Алексеевой, яркого мастера из Санкт-Петербурга, которая, как и я, относится к «старой школе» и соблюдает все каноны этапов создания куклы. Между прочим, именно с ее подачи в  России появился термин «приблудный материал»: всё что найдено на «блошке», старая поломанная бижутерия, потерянная сережка и просто красивый камушек, — все это аккуратно разбортировывается, собирается в новое, тонируется, для того чтобы гармонично  подойти к образу куклы, к её костюму.

— И никогда никого не привлекают со стороны?

— Нет. Случается, когда мастер не способен справиться с какой-то деталью. Предположим, с ювелирным украшением. Ему необходима профессиональная помощь со стороны. Но и в этом случае используется авторский эскиз. Подобное допустимо, ведь это изделие будет в единственном экземпляре, а не ширпотреб, представленный в отделе бижутерии.

dsc01686_redtalk

— При этом и сами куклы относятся к разным направлениям.

— Вы правы. Существуют разные направления, перечень которых со временем увеличивается согласно модным направлениям и тенденциям. Например, интерьерная кукла, которая прежде всего должна вписываться в пространство, куда её помещают. Мастер изначально создаёт куклу под определённые условия. Вы можете мне возразить, что любую куклу можно отнести к интерьерной. Однако  существуют три правила, тяготеющие к классическим куклам, родом из Франции и Германии, согласно которым интерьерной может считаться кукла, имеющая «в своём распоряжении» маникюр, нижнее бельё и паспорт. Последнее особенно интересно, потому что приравнивает её к человеку. Впрочем, в «кукольной истории» случались периоды, когда её представительниц подвергали репрессиям буквально. После революции 1917 года Наркомпросс издал указ, в котором назвал кукол «гнилым буржуазным наследием». Кукол сжигали, а дворян (в то время в основном лишь их семьи обладали ими) уничтожали. Современная интерьерная кукла давно утратила подобные правила, так как за последние два столетия интерьер в наших домах сильно изменился. Но традиции не исчезли, они плавно перекочевали в — fashion-куклу, уходящую своими «корнями» в века. Впрочем, немного отклонюсь и замечу, что сама кукла сопровождает человечество со «дня его основания», везде, где существовал человек одновременно. Живя в пещерах и охотясь на мамонтов, человек создавал кукол. Примитивные и с невнятными чертами, но они вошли в быт Homo Sapiens. Почему и для чего – это отдельная тема для разговора, о которой не сейчас. Итак, fashion-кукла… Яркий пример того, как спустя пару сотен лет  направления вновь становятся востребованы. Повсеместно в витринах магазинов одежды и брендовых бутиках выставлены манекены, на которых визуально представлен предлагаемый товар. Новшество? Отнюдь! XVIII век, когда кутюрье того времени для демонстрации созданных ими нарядов использовали небольшие куклы, так как именно при подобной подаче достигался наиболее предпочтительный результат. Ко всему прочему, «манекенщицы» занимали не так много места в багаже при передвижении от одного дома состоятельной дамы к другому. И это тоже нельзя назвать ноу-хау, потому что аналогичная история была в Древнем Египте. Или же самая «узнаваемая» кукла мира – Барби. Мало кто знает, что она один в один повторяет древнеримскую куклу. На минуту представьте себе. Сколько времени прошло! Причём они визуально похожи, такая же вытянутость в пропорциях, шарнирность. Ну и материал, безусловно: предшественница была деревянной. И заметьте, сегодня этот вид куклы нивелировался до игрушки, тогда как во времена Древнего Рима она воспринималась весьма серьёзно. Она была культовая и дарилась патрицием новорожденной дочери. Изначально кукла была в роли игрушки, а после того как девушка выходила замуж, передавалась в семейный алтарь. То есть налицо переход из игровой в культовую.  Зная этот обычай, при археологических раскопках сразу же можно было понять семейный статус погребённой. Если говорить о тенденциях, то могу отметить треш-куклы —  так сказать, «мусорные», и отнести их к веянию времени, но они имеют место быть. Куклы — как арт-объект, являющиеся классикой жанра, начиная с XIXвека, перешедшие в статус произведений искусства. Соответственно, вполне логичное появление концептуальных кукол. И как бы подытоживая, замечу, что направлений в кукольном искусстве множество: периодически что-то появляется, что-то исчезает. Единственным «судьей» является время: останется ли новшество, задержится или же вольётся в какое-то другое направление, став незаметной, но всё-таки частью его. Не буду загружать информацией, просто отмечу историю развития «шарнирной» куклы. Начиналась она как полное отсутствие индивидуальности и простого развлечения  домохозяек всего мира до высококлассного технологического художественного искусства в руках профессионалов.

dsc01762_redtalk

— Тогда, смею спросить, есть ли различия между куклами, изготовленными женщиной и мужчиной?

— Безусловно, это разная история, выливающаяся в отдельную тему, на которую я уже подготовил серьёзный материал и подбираю издание для публикации. Если рассматривая кукольное искусство, разделять его на женское и мужское, то представители сильного пола, посвятившие себя работе по созданию куклы, уже априори станут известными. В силу другой подачи. Почему? Всё дело в восприятии: мужчина не обременён подсознательно куклой в силу того, что плотного контакта в детстве у него не было. Отсюда и подход совершенной иной, и взгляд на куклу отличается от женского. Кроме того, мужская кукла зиждется «на трёх китах»: выпендрёжность, та же павлинность, юмор, интеллект. Понятно, у каждого автора будет превалировать какой-то один «кит», но в совокупности работа будет содержать в общей подаче все эти составляющие. Мужчина менее зависим от социума и может позволить себе «не оглядываться». А вот женщина подобного поведения позволить себе не имеет права, рискуя быть подвергнутой обструкции. Оттого женщина и прячется за куклой, показывая миру то лицо, которое, по её мнению, выгодно смотрится в глазах окружающих. При этом  мастерски вуалирует свою настоящую сущность, не давая даже задуматься о таковой. Опять-таки, я всегда говорю «но!», если мы будем говорить о людях, которые просто делают кукол. Их множество, и они очень хорошие мастера, лишний раз доказывая, что при создании отличных кукол наличие специального образования не обязательно. Но если уж оно, высшее художественное образование получено, то грань между куклой, изготовленной мужчиной или женщиной, стирается. Они все становятся высокохудожественными произведениями. Говорю об этом с такой уверенностью, опираясь на собственную практику, изучая работы различных мастеров в течение всей своей «кукольной деятельности».

— Но согласитесь, что мало создать куклу, чтобы она «зацепила» зрителя. Без грамотной подачи усилия мастера могут сойти «на нет» …

— Тогда скажем прямо, что практически никто из художников XIX века, в том числе и живописцев, не мог себя грамотно подать, порой прозябая в нищете. Разве что Роден – талантливый менеджер сам себе, сумевший «сделать собственную востребованность». Оторванность от реального мира, его жёстких правил и законов «выживания», присуща и кукольникам. Они  в своей основной массе  зациклены на себе и деле, которому посвятили себя. Мы отставим в сторону момент, когда, заработав Имя, мастер получает прямой заказ от коллекционера. Впрочем, и это нельзя подвести под постоянную «занятость». Единственным самым правильным решением для представления готовой куклы людям остаётся художественная галерея. В этом плане Баку очень повезло, что куклы не рассредоточены по различным адресам, а сконцентрированы в одном месте по адресу: улица Юсифа Мамедалиева, 22А. Кстати, отмечу, что экспонаты, выставленные в нашей Арт-галерее «Кукла», ко всему прочему продаются.

— Тогда давайте уж сразу отметим, что человек, приобретая куклу, лишь подчёркивает свой широкий художественный вкус, никоим образом не принижая собственное «я» … Личностную состоятельность.

— А ведь эти слова совершенно правдивы! Лишь добавлю, что состоявшиеся люди обладают гипертрофированным чутьём на энергетику окружающего мира. В том числе ту, что несёт в себе кукла. Известен случай, когда, приобретя куклу и проникнувшись её энергетикой, человек поместил свой «генератор здоровья» в отдельную квартиру, дабы «общаться» с куклой без посторонних, оградившись от возможности влияния на куклу извне. Не скрою, что есть люди, не желающие «быть узнанными» при покупке по тем или иным причинам. Однако конфиденциальность – одна из составляющих кукольного бизнеса. И мы предоставляем и такие услуги. Среди мировых коллекционеров есть громкие и известные имена, обладатели которых не афишируют своё интерес к кукольному искусству. И дело здесь не в стеснении, а социальном положении, скорее всего. Между прочим, и для мастера-кукольника подобное оборачивается отрицательной стороной. Он не только не может представить свои творения, но ещё и обнародовать имена владельцев, в чьих коллекциях они находятся. Но как говорят французы: «C’est la vie!». Такова цена успеха.

— Приятно, что Баку – счастливчик, будучи «обладателем» кукольной галереи. Но ведь это совершенно новая форма для местного ценителя прекрасного. Что применительно и к нашим мастерам.

— Много лет назад, когда о подобной галерее даже в самых смелых мечтах не представлялось возможным подумать, мы с супругой старались посещать множество международных выставок. Замечу, что в те времена в Баку о куклах и их изготовителях, не говоря о представлении кукольного искусства широкому зрителю, не было известно ничего! Были мастера, количество которых умещалось на пальцах одной руки. Они выставляли свои работы за пределами Азербайджана, но не были «на слуху». Ирина Гундорина и Пярвиз Гусейнов имели счастье быть представленными на вернисажах и выставках, где их работы пользовались спросом. Однако  нам этого было мало. В силу природной любознательности и любви ко всему интересному, мы внимательно присматривались к галереям, их концепции, способу представления и подачи кукол. Кроме того, я задавал кучу вопросов самим галеристам, изучая таким образом эту «кухню» изнутри. Поверьте, что всё это происходило исключительно на личностном энтузиазме. Как говорится, благодаря «собственному карману», который не всегда был полон. И на момент, когда возникла реальная вероятность создания местной галереи и будучи привлечённым к этому, понял, что, обладая многими «фишками», надо начинать всё «с нуля». Ибо специфика «предмета» в условиях нашего региона совершенно отлична от западной и российской. И потому сейчас многие вещи мы осваиваем методом проб и ошибок, пытаясь найти оптимальнейший вариант.

dsc01713_redtalk

— А вот с этого места поподробнее.

— Практически всё началось с Международной бакинской биеннале «FusionDoll» при поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджана. Поверьте, но то, что такая государственная структура поверила в такой проект – уже огромная удача. И как результат — в 2013 году  вторая  биеннале была объявлена самой посещаемой выставкой года! Но мало кто знает, как всё начиналось. Могу признаться, что основой послужила классика, когда жена – шея, а муж – голова. Как-то однажды моя супруга неожиданно высказала пожелание, что было бы здорово, если бы не только мы выезжали на международные выставки кукол, а и они приезжали бы в Баку.  Вот я и «включился», пытаясь увлечь кукольным проектом людей. Мне несказанно повезло познакомиться в 2009 году с Лейлой Ахундзаде, которая  к великому сожалению уже ушла в мир иной. Она приняла и поняла мою немыслимую идею, всячески поддержав кукольный проект. Тогда мы пригласили крупнейшую, одну из старейших, кукольную галерею Москвы «ВахтановЪ». Директор Ирина Мызина, не лишённая здорового авантюризма, представила экспозицию в городе, где подобная выставка проходила не просто впервые! Всё было спонтанно, экспромтом, опыта никакого, масса «накладок», в небольшом помещении выставочного салона… Но прошла не просто «на ура», а была столь востребована, что даже в последний день, что называется, «в процессе упаковки» собрала массу публики, старавшейся прорваться внутрь. Подобный ажиотаж я сегодня объясняю очень просто: удивление, ибо ничего похожего доселе не проводилось и не выставлялось.

— У нас отдельных площадей под этот вид искусства и не отводилось.

— И я о том же! Я всегда утверждаю, что московским мастерам кукольного дела несказанно повезло. Они имеют в своём распоряжении несколько галерей, и у создателей из Москвы есть где выставить свои работы. Более того, каждая из галерей неповторима в экспозициях, словно отражает лицо владельца. Да и сама публика только в выигрыше от разнообразия выбора. Нам же пришлось выбирать иной путь ввиду ограниченности возможностей. Галерея одна, и в ней должны «цвести все цветы». И потому в Арт-галерее «Кукла» мы постарались представить все направления, течения, веяния, тенденции, традиции, каноны, дабы наш посетитель имел возможность максимально охватить многообразие мира кукол. Сегодня, оглядываясь назад и понимая, что дело всей моей жизни в надёжных руках, могу вздохнуть спокойно. Хотя планов – громадьё! Очень хотелось бы, чтобы в Баку создали Музей кукол. И в дальней перспективе мечта о том, чтобы наша столица стала центром кукольного искусства. Но на это уже должна быть воля и других людей, в том числе и государственная заинтересованность. И даже сегодня могу сказать с уверенностью, что Азербайджану крупно повезло с министром культуры — грамотный и думающий руководитель, способный проникнуть в суть, чувствующий искусство. И главное, не боящийся новшеств в развитии и представлении для нашего народа, коими и являются большие мероприятия, связанные с миром кукол.

— Арт-галерея — как следствие начала долгого пути…

— Совершенно верное замечание. Мощным толчком в продвижении знакомства Баку с куклами на высоком уровне послужило знакомство с Лианой Везировой, руководителем с широкими взглядами и тонким художественным вкусом. Ведь мало кто понимал, что такое кукольное искусство, ибо подсознательно оно воспринималось в образе куклы производства ГДР, переодетой в национальный костюм на бампере головной машины свадебного кортежа. Вторым вариантом была кукла, слепленная в стиле «абы как», одетая в нечто подобное азербайджанской одежде. И это при уже состоявшейся исторической художественной составляющей кукольного искусства. У Лианы ханым был цикл проектов, в экспозицию одного из которых я и предложил включить кукол. Несмотря на явный скептицизм, Лиана ханым была готова рассмотреть их для начала на фотографиях. Увидев наших «ненормальных»,  она лишь сказала: «Несите всё!». Но надо ведь не только стать частью выставки, надо же вписаться в экспозицию. А у нас не было ни одной куклы «по теме». Представьте: кукла «Замёрзший ангел» в «Летней экспрессии»!..  Однако на следующий день в газетах были такие строки: «Пярвиз Гусейнов принёс прохладу в наш город». Так было положено начало любви директора Музейного центра к миру кукол. И в результате мы пришли к логическому решению создания отдельной площадки для кукол. Тем более, дело это не только хлопотное, но и требующее мощной финансовой базы вкупе с поддержкой людей, готовых примкнуть к этому проекту. Отдельные слова искренней благодарности я хочу произнести и буду ещё произносить долгое время в адрес нашего «Ангела-хранителя» Лалы ханым Кязимовой, которая рискнула и поддалась на зов сердца, не просто встав во главе этого проекта, а вложив свою душу в каждый квадратный сантиметр нашей арт-галереи. Таким образом, под её чутким руководством, при всяческой поддержке Лианы Везировой и благодаря вкладу всего себя «вашего скромного слуги» жители и гости нашего города имеют возможность среди шумной суеты и стремительного бега жизни, перешагнув порог уютного помещения, окунуться в волшебный мир кукол, где непременно найдут «свою».

— Но ведь галерея ещё и рассчитана на «общение» с людьми, путём представления мастера через его произведение…

— Вы думаете, это всё, что интересует кукольника? Отнюдь! Главное – суметь заработать! А это случится лишь путём реализации «продукта», как бы грубо ни прозвучали мои слова. А потому основная пропаганда должна вестись в направлении, что приобретение куклы сегодня весьма модная тенденция. Первые лица государств считают такой подарок заслуживающим большого внимания и ценности. Ко всему прочему, кукольники не имеют другого источника доходов, как продавая свои произведения. Иногда, придя в галерею и увидя какую-то куклу, посетитель начинает себе «рисовать образ» мастера, представляя его неким индивидуумом, парящим мыслями в небесах, связанным с какими-то мирами… Ан нет! Мастера – совершенно обыкновенные люди! И создание кукол по своей сути рутинная работа. А значит, всему есть своя цена. Кстати, есть распространённый среди кукольников анекдот, когда встречаются два мастера, и один интересуется у другого, какая страна, где выставлялись его работы, запомнилась больше всего. Ответом была такая-то, потому, что именно там были самые большие продажи. В этом неприкрытая правда мира кукол.

dsc01751_redtalk

— Ко всему прочему, кукла – универсальный подарок. Особенно в моменты сложности выбора и желания преподнести нечто неординарное, что останется надолго и будет радовать.

— Можете не сомневаться! Кукла – отменный выбор! Даже самому брутальному мужчине можно подобрать экземпляр, который вызовет у него бурю неописуемых восторгов. Существует, например, портретная кукла, которая может повторить как черты лица, так и внешний облик человека. Согласитесь, что это уже не обиходная фотография или же плоскостной портрет… Нечто сродное с модным 3D и обеспечивающее полную индивидуальность, неповторимость и уникальность подарка.

— Уверена, что многое зависит и от того, как построена экспозиция.

— Неоспоримо. Начнём с того, что я бесконечно счастлив работать под началом двух великолепных женщин! Как Лала ханым, так и Лиана ханым всегда «держат руку на пульсе», будучи в курсе всего нового и интересного, происходящего в мире искусства. Взаимоотношения  выстроены так, что каждый знает и понимает ответственность и значимость. В силу некоторых обстоятельств, с Лианой ханым меня связывает более долгое сотрудничество, вместившее в себя массу всего, что обычно называют «рабочим процессом». Работать при создании экспозиции с Лианой ханым — наслаждение. Наше время отмечено тем, что практически на всей территории республик бывшего Советского Союза экспозиторство «накрылось медным тазом» ещё при Серебряном веке, когда на афишах, помимо имён авторов выставочных работ, указывалось имя экспозитора. Потому что он являлся соавтором этих художников. Человек, собирающий выставку, должен обладать уникальным мышлением: композитор и математик в одном лице, что не поддаётся никакой логике. Редчайшая способность, научить которой невозможно. Заранее оговорюсь, что даже пресловутые западные факультеты не удовлетворяют истинному правильному экспозиторству. В лице же директора Музейного центра мы имеем человека, не просто способного найти «то» место для работы, но и умеющую выстроить грамотную смысловую линию из работ. И при этом не задеть ничьей «художественной гордости», а известно, что художники – народ ревнивый, обидчивый, амбициозный.  Кроме того, сопровождение кукольных выставок постерами и видеоклипами — это тоже фирменный стиль Лианы Везировой. И вот тут драгоценным камнем в это ожерелье прекрасно вписывается Вугар Али — гениальный мастер плаката, художник и мой близкий друг, тонко чувствующий кукольную тематику. Наблюдать, как они с директором обсуждают новую тему, для меня эстетическое наслаждение. Я иногда специально прихожу посмотреть на то, как Лиана ханым работает. Отдыхаю, так сказать, душой и глазами. И при этом, имея возможность наблюдать за многими экспозиторами других стран, заметил, что у гениальных есть одна общая черта – они дирижируют в процессе. И это при том, что они никогда не встречались и не знают друг друга, чтобы говорить о влиянии и заимствовании этого жеста. Имея абсолютно разные подходы при создании экспозиций, по окончании работы они говорят одну и ту же фразу: «На сегодня это всё! Это должно устаканиться и успокоиться!». Уверен, быть экспозитором, способным выгоднейшим образом и без ущерба для окружения создать выставку, обращённую к каждому – это дар свыше.

— Известно, что вы творите в дуэте с супругой Ириной Гундориной.

— Факт совместного творчества супружеской пары в создании кукол и удивление по этому поводу присуще исключительно Азербайджану. Во всём мире это нормальное и вполне обыденное явление. Могу привести массу примеров из мировых имён. У нас же происходит не вполне адекватная реакция со стороны мужа, когда жена начинает делать шаги на пути создания собственной куклы. В этот момент ей начинается указывание на «место в доме», вовлечение в решение кухонно-бытовых задач, воспитательного процесса детей и многое другое. Аргументация железная: «Несерьёзное занятие!». Своего рода ревность, основанная на якобы уменьшении внимания к нему «любимому». И это грустно, к сожалению… Мужчины же сами относятся к кукольному делу с позиции взгляда социума. Несолидно как-то посвящать своё творчество «девчачьему занятию». Во многом играет роль терминология. Ко всему прочему, и место, где будет представлена работа. Например, мои произведения в Нидерландах назовут «куклами», а в Германии и Франции уже нет, согласно каноническим традициям. Мы с Ирой прошли все этапы. Два художника с разным образованием и совершенно иными подходами к творчеству: у меня Художественное училище, выпустившее меня как художника-оформителя рекламы, и Инженерно-строительный институт с дипломом архитектора, а жена окончила художественное училище им. А. Азимзаде и Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А.Л. Штиглица (училище им. Мухиной). Я сухой и дотошный, а она – расхлябистая и размашистая. Я «семь раз отмеряю» и делаю, а Ира сделает сначала, а потом подумает. Она порой называет меня крестьянином за мою обстоятельность в принятии решений. Но наша различность и поддерживает обоих в форме: она не даёт мне» засохнуть», я же, в свою очередь, не позволяю ей «потерять горизонт». За время совместной жизни мы уже выработали некую «золотую середину», хотя поначалу эмоциональные взрывы были оглушительны. Такова была её реакция на то, что я довлел над ней как мастер. Спустя годы мы уже начали «играть в четыре руки». А далее наш тандем стал похож на работу двух хорошо пригнанных к друг другу шестерёнок: Ира может довести куклу до какого-то этапа и передаёт её мне. Но при этом мы существуем как два независимых творца, создавая и собственные работы «от и до». И даже в таких случаях мы находимся в постоянном контакте, организовывая некие художественные советы. Идёт грамотный «взрослый» подход к работе. И не побоюсь громко сказать: несмотря на то, что у нас в республике есть уникальные и замечательные мастера, но мы с Ирой – основоположники в Азербайджане «концептуальной» куклы, если хотите, интеллектуальной куклы. Что до нас никто не делал. Осталось только сегодня определиться с терминологией, чтобы наши работы были приняты под единым наименованием во всём мире.

dsc01757_redtalk

— Вот мы и подошли к основному вопросу. Пярвиз Гусейнов – кто и что он?

— Чокнутый человек, который, приступая к созданию очередной куклы, сам не знает, каков будет окончательный результат. Одна из особенностей этого мастера – отсутствие эскизов. Всё начинается с какой-то идеи, а дальнейшее исполнение – Провидение. Даже наименование работы может измениться по ходу «рождения». Для меня главное войти в полный контакт с куклой по мере её создания. Она ведь и сопротивляться может! Изготовил какую-то детальку, предложил, посмотрел на реакцию… Так и пытаешься найти взаимопонимание с куклой. Случаются совершенно непостижимые вещи, когда «неприглянувшаяся» деталь может просто разбиться, порваться, сломаться ни с того ни с сего. Кукла любит внимание: с ней желательно разговаривать, даже извиняться за какие-то свои действия, способные принести ей «боль». Понимаю, то, что я озвучиваю, с точки зрения любого медика подходит под определённые описания некоторых «отклонений». Но в моих словах есть зерно истины. Но говоря об общении с куклами, надо заметить, что тесный контакт в течение долгого времени имеет и минусы. Проходит время, работа подходит к концу, и тут понимаешь, что кукла-то стала родной, расставание почти невозможно. Признаюсь, заметил, что если мне готовая работа очень нравится, продаётся она с большим трудом. Не могу не заметить, что наши кукольные произведения, завоевав внимание широкой публики и за границами Азербайджана, были названы интеллектуальными. Что тоже имеет «место быть», ведь вкладываем мы очень много семиотики и различных ребусов, стремясь рассчитывать их на думающих людей. Посмотрите на «Медитацию юного Бонапарта»: вроде вполне понятная внешняя подача. Но присмотритесь внимательнее, и она адресует вас в историю жизненных этапов становления Наполеона: поза, положение рук, шпага, подпись… Есть экземпляры кукол, которые содержат в себе больше «загадок». Например, в миксах проникновения различных культур, создающих невероятный симбиоз. И обязательно – чокнутость!!! С моей точки зрения, мне ближе и понятнее по духу Ганс Гольбейн (младший). Иногда я слышу, будто наши куклы изготовлены в ориентации на западного зрителя. Совершенно ошибочное мнение. Давайте не забывать, что даже во времена СССР изображения Ленина несли в себе национальные черты создателя. Как-то давно, будучи уверен, что моя работа напрямую относится ментально к Гауфу, показал её уважаемому профессионалу. И что я услышал?! Опытнейший галерист Елена Громова поставила свой вердикт: «Очень восточная вещь. Это очень заметно». И это взгляд со стороны. Хочу я или нет, родился я здесь, и чтобы я не создавал, будет прослеживаться, образно говоря, наше солнце, наша вода, наш хлеб. С другой стороны, наши работы абсолютно идентичны с нашим городом: концепция сочетания Востока и Запада прослеживается буквально в каждом нашем творении. Микс взаимосвязей культур, религий, мировоззрения довлеет в них. С некоторых пор мне нравится создавать куклы в стиле стимпанк, являющимся одним из направлений кукольного искусства. И до сих пор с него «не слез», так как чувствую, что не сказал «последнего слова» в этом виде кукольного мастерства. В конце концов, несмотря на то, что этот вид искусства родом из Великобритании, есть французский стимпанк, русский стимпанк, почему же не может быть азербайджанского?  Кстати,  надо подчеркнуть, что мы никогда не делаем работу на заказ. Несмотря на то, что при этом теряем в материальном плане, мы создаём только то, что хотим, чувствуем и любим. Кукла всегда найдёт «своего обладателя». А для этого нужно просто быть самим собой.

dsc01728_redtalk

Журнал FUROR № 22

Фотопортреты: Адыль Юсифов

Сохранить

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s