Говард Шор: «Не хочу, чтобы музыка довлела над смыслом. Успех картины — соблюдение общего баланса. Мелодии должны стать эквивалентом изображения».

howard-shore-1_redtalk

Что значит музыка для фильма? Каждый из нас смотрит фильм ради его сюжета, ради героев и приключений, которые они переживают. Если мы увлеклись просмотром какого-либо фильма, для нас уже не имеет значения, что за музыка играет в том или ином моменте фильма как сопровождение. Мы попросту её не замечаем.

Не счесть известнейших фильмов, к которым Говард Шор написал музыку. И на их фоне  количество полученных им «Оскаров» удивляют и изумляют: «Почему так мало?!». «Банды Нью-Йорка», «Игра», «Авиатор», «Сумерки. Сага. Затмение», все три «Властелина колец», — любой мало-мальски известный голливудский киношедевр может похвастаться саундтреком, созданным талантливым композитором.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Говард Шор родился 18 октября 1946 года в Торонто в Канаде. В юности он переехал в США, где по окончании музыкального колледжа Беркли в Бостоне, успел побывать саксофонистом в «Lighthouse» и режиссёром-основателем комедийной передачи «Субботним вечером в прямом эфире». Проблема в том, что больше всего канадец ценил самостоятельность и возможность творить в полном одиночестве, — ни то, ни другое обе профессии обеспечить ему не могли. Поэтому, когда знаменитый на то время иллюзионист Дуг Хеннинг предложил ему написать музыку для шоу «Spellbound», Говард с радостью согласился. «Вот это моё!», — с этого момента он решил полностью посвятить себя музыке…

howard-shore2_redtalk

С 1975 года Говард стал режиссёром и одним из основателей знаменитой комедийной передачи Saturday Night Live на NBC. Шор редко появлялся в кадре, но иногда участвовал в комедийных музыкальных номерах. В 1978 году, ещё работая на телевидении, Говард написал свой первый саундтрек к драме «I Miss You, Hugs and Kisses».

С 1980 года Говард Шор сосредоточился на карьере композитора. Основной сферой деятельности канадца стали саундтреки к кинофильмам. С тех пор Шор написал саундтреки порядка двух сотен фильмов.

В 1986 году композитор пишет симфоническую феерию к гениальной научно-фантастической драме Дэвида Кроненберга «Муха», которая завораживает и пугает. По желанию композитора она изобилует неожиданными переходами и звуковыми эффектами. Номинация на премию Сатурн, — весьма скромно для оскароносной «Мухи», но если учесть, что речь об одной из первых киноработ Шора, то это вполне извинительно.

The Hobbit scoring sessions - Howard Shore / Abbey Road 9&10 Sep

Знаменитое «Молчание ягнят», вышедшее на экраны в 1991 г. получило целых пять золотых статуэток. Талантливому композитору перепало всего лишь две номинации, — на Премию от Британской академии и Премию «Сатурн», — что даже странно. Ведь музыка его, как, впрочем, и сам киношедевр, просто поглощает. Она приковывает глаза, мозг и самое страшное — чувства к экрану, не давая отвернуться даже в самые пугающие моменты…

А вот написанная Говардом в 1994 г. композиция к комедийной драме «Эд Вуд», сложная, многогранная, тревожная и слегка задумчивая, полностью повторяющая одиозный характер незадачливого режиссера, о котором и был снят фильм, заслужила-таки Премию «Сатурн». Кстати, сама картина с Джонни Деппом в главной роли получила два «Оскара».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Суровый и жесткий саунд к криминальному триллеру «Семь», снятый Дэвидом Финчером  в 1995 г. за который Говард был номинирован на Премию «Сатурн», как нельзя лучше соответствует слогану фильма и замыслу режиссера: «Он возомнил себя Богом и начал карать…».

Наибольшую славу Шору принесла кинотрилогия «Властелин Колец» его друга, режиссера Питера Джексона. Шор написал саундтрек ко всем фильмам трилогии. Несколько песен в первой части были созданы в соавторстве с Эньей, известной ирландской певицей в жанре ньюэйдж. За грандиозный, величественный, но одновременно нежный и исполненный надежды саундтрек к эпохальной экранизации Толкиена «Властелин колец: Братство кольца» композитор получил наконец-то золотую статуэтку. Причем не одну, — к третьему фильму «Властелин колец: Возвращение Короля», музыку писал, естественно, также Говард, и к первому «Оскару» прибавился второй. А еще Золотой глобус, Премия «Сатурн» и ряд других престижных премий и номинаций.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Есть только один «Властелин Колец». И ты хочешь, чтобы сцены стали настолько совершенны, насколько возможно. Поэтому мы вложили всю нашу энергию в каждую из них. Над каждой сценой, над которой мы работаем — мы работаем с точностью и с внимательностью к деталям. Все ли исчерпаны возможности, чтобы сделать сцену настолько хорошей, насколько возможно? Требуется время и энергия, чтобы такое свершить, но игра стоит свеч. Именно такой подход делает эти фильмы тем, чем они являются, а мы хотим, чтобы они жили. Мы надеемся, что ими будут наслаждаться и будущие поколения»

Составив из лучших фрагментов саундтрека симфонию «Властелин Колец: Симфония в шести отделениях», Говард Шор провез её с гастролями по миру. Композитор был приглашен также и в следующий фильм Джексона, «Кинг-Конг», однако его саундтрек был отвергнут продюсерами.

Интересно, что Говард Шор появился в роли-камео во «Властелине Колец», на вечеринке в Рохане, и в «Кинг-Конге» в роли дирижера оркестра.

Биографическую драму «Авиатор» 2004 года с Ди Каприо в главной роли наверняка также видели все, — даже тем, кто считал, что лучше бы в Титанике вместо него был Брюс Уиллис, было интересно посмотреть на Лео в серьезном амплуа. Музыку, яркую и воодушевляющую, дарующую надежду и подчеркивающую счастье Говарда Хьюза, которое он испытывает, поднимаясь в воздух забыть просто невозможно. Только там он его и испытывает… На этот раз композитор удивил всех оригинальной подборкой раритетной музыки, которую он «вплел» в сюжет настолько мастерски, что без нее представить фильм уже невозможно. Фильм Мартина Скорсезе получил три Золотых глобуса, один из них достался талантливому композитору.

В 2008 году, по заказу возглавляемой Пласидо Доминго Лос-Анджелес Опера, а также Парижского театра Шатле, композитор написал музыку для оперы «Муха», по мотивам рассказа Джорджа Лангелаана, а также фильма Дэвида Кроненберга на либретто драматурга Дэвида Генри Хванга «M. Баттерфляй».

331576_458000730902204_1024605165_o_redtalk.jpg

В 2011 г. саундтрек к пятиоскаровому «Хранителю времени» был номинирован на «Оскар», Золотой глобус и Премию «Сатурн». Увы, все награды так и остались номинациями. Сложно сказать, что тому причина, — то ли непохожая на все предыдущие работы музыка, написанная совершенно не в стиле Говарда, хоть от того и не менее привлекательная, то ли критики просто решили не частить с наградами…

В 2012 г. на экраны вышел долгожданный фильм Питера Джексона «Хоббит: Нежданное путешествие». Энергия, затраченная композитором на создание музыки к нему, заслуживает, если честно, куда лучшего применения, ведь величественную, берущую за душу и вдохновляющую композицию всего лишь номинировали на Премию «Сатурн», которая так и осталась номинацией. Хотя, если учесть, что сама картина не получила ни одного из трех возможных «Оскаров»… Налицо явное несовпадение мнений критиков и зрителей – последние, как и мы, просто в восторге как от самого фильма, так и от музыки к нему.

h_shore-114_redtalk

Обладатель многочисленных наград, Говард Шор принес «Космополису» победу в двух музыкальных номинациях канадской кинопремии «Canadian Screen Awards 2013». Музыка для «Космополиса» воссоединила композитора и группу «METRIC» для очередного кинематографического сотрудничества. Пока писался сценарий для фильма Дэвида Кроненберга, экранизации романа Дона ДеЛилло «Космополис», Шор задумал особенный живой звук, чтобы реализовать собственное видение фильма, и пригласил «METRIC» для исполнения музыки и совместного написания трёх песен. Музыка была записана в ноябре 2011 года в собственной студии группы в Торонто, спродюсирована Говардом Шором и гитаристом «METRIC» Джимми Шоу и обработана Джоном О’Махони.  В результате получилась удивительная, таинственная атмосфера, урбанистический звукоряд аналоговых синтезаторов и чередующихся гитар, дополненный гипнотическим вокалом солистки «METRIC» Эмили Хэйнс. В саундтреке «Космополисса» также представлена песня «Мекка» сомалийского певца-рэпера K’NAAN на слова этого артиста и Дона ДеЛилло.

В 2014 г. .жюри Каннского кинофестиваля назвало победителя «Cannes Soundtrack Award», которую вручают композитору саундтреков к фильму, представленному в Конкурсной программе. Награду Канн за лучшие саундтреки в этом году получил Говард Шор, создавший музыку для «Звездной карты» Дэвида Кроненберга, с которым его связывает четырнадцатилетняя история сотрудничества.

howard_shore_redtalk

Сегодня на счету Говарда Шора более восьми десятков фильмов. Как один из лучших кинокомпозиторов, он может позволить себе сотрудничать с лучшими профессиональными музыкальными коллективами мира, и по возможности выбирает Лондонский филармонический оркестр, причем сам же им и дирижирует.  После записи в 1986 году музыки к фильму Дэвида Кроненберга «Муха», 19-й совместной работой музыкантов оркестра и композитора стал саундтрек к фильму «Порок на экспорт» в 2007-м. Дирижирует оркестром, как правило, сам Шор.

«Будучи композитором и дирижером всегда хочется что-то поменять.  Но я счастлив, что могу слышать свою музыку в живом исполнении. Только исполняя музыку, можно что-то в ней менять. Это вполне естественно, создавать разные интерпретации музыки»

Среди других музыкантов, с которыми Шор сотрудничал и экспериментировал во время записи музыки к фильмам можно отметить следующих: марракешские музыканты Мастера Жажуки при участии Башира Аттара «Клетка», исполнитель на терменвоксе Лидия Кавина «Эд Вуд», джазовый саксофонист, трубач и композитор Орнетт Коулман «Обед нагишом», Кронос-квартет «Паук». Благодаря особой акустике в качестве студии для звукозаписи Шор дважды использовал Церковь во имя Всех Святых в Тутинге, Уандсворт, Большой Лондон, Англия «Полицейские», «В поисках Ричарда». Шор также известен использованием латыни «В поисках Ричарда», либо эльфийского языка, квенья кинотрилогия «Властелин Колец» в качестве текстов для хоров.

Так что такое музыка для фильма? Ответ на этот вопрос довольно прост. Она, неотъемлемая часть его, и мы не замечаем ее, лишь  потому, что она настолько органично вписывается в сюжет, что порой ее просто не слышишь, но при этом она неизменно дополняет фильм, подчеркивает важность определенных моментов, так что если бы из фильмов вырезали музыку очень многие из них потеряли бы изрядную часть своего очарования и были бы восприняты нами по-другому.

http://www.howardshore.com/

http://hollywoodinvienna.com/en/people/howard-shore

Сохранить

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s