Равновесие в треугольнике

_mg_4906_redtalk

Стили, техники, жанры и личностные интонации правят художественным миром. Сохранить собственную индивидуальность, остаться в памяти зрителя, заставить его попытаться понять полотно, что у него перед глазами – задача не из легких. Оттого и привлекательна для художника.

Рашад Мехтиев – художник-созерцатель. Его работы стоят немного особняком, базируясь, в первую очередь, на высокопрофессиональной изобразительной манере письма, четко распределенных композиционных акцентах и удивительно сильной выразительности образов. И можно с уверенностью сказать, что среди художников, которые формируют, развивают и популяризируют современное искусство Азербайджана и того многообразия художественных решений и поисков, Рашад Мехтиев тверд в выборе своего и только своего творческого и жизненного пути, пути человека, думающего глубоко, слушающего чутко, чувствующего всегда.

— Вы счастливый человек?

— Что такое для каждого человека счастье? Это каждый понимает по-своему. Ведь сколько ему, человеку не дай, что в денежном эквиваленте, что в плане удовлетворения амбиций – захочет еще. И думаю, что человек сам должен регулировать свои потребности.

— Ключевое слово «должен»?

— Именно. Если такового не будет, вряд ли случится в его жизни что-то действительно настоящее и значительное. А вот работать над этим достаточно сложно.

— А у вас, получается, работать над этим «должен»?

— Сложный вопрос… Я стараюсь, борюсь за выживание.

— Значится, что подвержены соблазнам…

— Посмотреть с какой стороны.

— Но ведь те, кто связаны с искусством, знают о тщеславие не понаслышке.

— Есть в этих словах доля правды. Но, опять-таки, все зависит от самого человека, стремления которого должны им, же самим и регулироваться.

— Да уж, ведь творческим личностям присуще искушение стать Создателем…

— Но ведь подобное заложено в психологии человека.

_mg_5045_redtalk

— Мне это не присуще…

— Личность прорабатывается.

— То есть?

— Личность в той или иной форме, в стремлении выражения человеком самого себя. Можно надеть крылья и полететь. И это уже выражение собственного «я».

— А разве не случается, когда интерес просто пропадает? Ко всему… Например, вам.

— Почему не бывает? Но задача в том, что, когда подобное происходит, необходимо развивать в себе интерес. Даже, казалось бы, в самых наипростейших действиях. Предположим, попав в такое желание «ничегонеделания», человеку неожиданно захотелось пройтись по берегу моря. Это уже какое-то самовыражение, основанное на том, что, если этот процесс будет пройден, то в будущем он непременно к тебе вернется в неких действиях, когда период душевной пустоты будет пройден. Хотя есть и еще вариант, когда тебе ничего не хочется делать, ты должен работать над тем, чтобы тебе этого захотелось. Почему? А потому что исходящее из того что ты будешь делать сейчас, в дальнейшем принесет свои плоды.

— А разочарование?

— Разочарование – это слабость. Не стоит придавать ему большого значения. Оно вполне нормально. В том плане, что это естественная составляющая человека. Ведь когда ставится цель, и двигаясь к ней обязательно случатся препятствия, которые недолжны заставить изменить направление или еще того хуже, саму цель. То есть наметить новую, не достигнув предыдущей лишь по причине разочарования. Вторая, третья, четвертая… Так не должно быть. Необходимо упорно идти вперед. Правда, если тебе это действительно нужно, если ты получаешь от этого удовольствие, если ты по-настоящему этого хочешь. Иди и бери. Даже не смотря на подсечки. Где ставят подножку, надень крылья, перекрывают гладкую дорогу, воспользуйся лестницей. Проще говоря, искать пути. Хотя… если на полпути приходит понимание ошибочности намеченного, то надо остановиться, или же доказать самому себе, необходимости дойти до конца. Иначе ничего не случится. Факт – в результате.

— Даже если он, результат, будет не тем, каким ожидался?

— В любом случае, результат становится для тебя обычной вещью. И даже оставит сомнения, а почему и зачем ты стремился к именно этой конечной точке. Но он необходим для понимания следующего.

— Каждый полученный итог, познание следующего шага?

— Совершенно так. Ведь ты уже получил четкое понимание собственных возможностей, вариантов достижения.

— Слушая людей, творящих собственный мир…

— Это другое! Это не имеет отношение к той системе, о которой я говорил.

— Тогда как же вы сосуществуете? Ведь ваша жизнь состоит не только из творчества.

— Сложно, но пытаюсь балансировать. Или мне нужно бросить и писать картины, посвятив этому все время. Или же, отказаться от творчества и заниматься исключительно «хлебом насущным». Но пока мне удалось точку равновесия: и от этого, и от другого. Мне пришлось многое пройти в жизни и выводы из произошедшего в прошлом я сделал. И в основном свелось к тому, что надо создать нечто такое, чтобы после проблем не было ни у тебя, ни у других, тех, над кем ты взял ответственность. И каждый шаг просчитываешь исходя в его нужности. Создаешь некий треугольник, в котором две вершины помогают обрасти третью, дающую чувство удовлетворения.

— Удовольствие от жизни?

— Получать удовольствия от жизни само собой нужно. Потому, что если такового не случается, в тебе постепенно от напряжения начинают вымирать твои энергетические флюиды. Это, если можно так сказать, в глобальном понимании. Работать надо над этим…

— Вы часто употребляете это выражение. А ведь в основном, нынешнее человечество обленилось. Я не о желании зарабатывать…

— Реалии… Возможно то, как и чем «дышит сегодняшний день» наложило свой отпечаток на стремлениях и желаниях…

— …что и отражает современное искусство своими «ломаными и кривыми». Да и не понимаю я понятия «современное искусство». Не существует вчерашнего, или завтрашнего: оно либо есть, либо нет! Впрочем, это лишь мое мнение.

— Знаете, когда-то художники работали по принципу «за лучшую вещь». Понятие современности можно отнести к принципу поиска другой техники написания, отличной от существующей. Было некое желание написать лучше уже представленных другими художниками. Что-то вроде соревнования, желания стать лучшим, что свойственно человеческой психологии. И он, художник, искал собственный почерк, пытаясь постичь и понять окружающее на пути стремления стать первым. Сейчас аспекты художественного восприятия немного изменились. И это опять-таки влияние развития нынешнего мира, диктующего развитие тех или иных форм выражения.  Одно огорчает, нынешняя молодежь не желает пройти этапы становления, некого совершенствования собственного внутреннего мира через понятие каких-то ошибок на пути стремления к признанию. Принцип «тяжело в учении, легко в бою» по сей день никто не отменял. Нельзя объявить себя гением, не имея на то веских оснований.

— А может в подобных необоснованных заявлениях виноваты мы, те кто приходит на выставки и стесняемся в силу каких-то причин в глаза сказать, что работы полная ерунда и претензии на гениальность лишь пустой звук. И если так честно поступит не один человек…

— Можно согласиться с таким утверждением. Но можно получить и ответный вопрос: «А почему ты не делаешь этого?».

— Могу ответить за себя. Потому что я этого не умею.

— Этот же вопрос можно отнести и ко мне.

_mg_4974_redtalk

— Вы так считаете? Но пока я не слышала, чтобы Рашад Мехтиев заявлял о себе «Я – Гений!». Вы, в конце концов, не подчинили свою жизнь доказательству подобного. И явно не тянете на персонаж Охотника из «Обыкновенного чуда»…

— Нет, я просто стал почетным академиком Императорской академии художеств России. И хотя функция почетного академика заключена лишь в возможности лишь советовать. Меня это устраивает. Да и быть лауреатом фонда «Вера» тоже замечательно. А планов, как говориться, «громадьё».

— Знаете, мне всегда думалось, что каждому человеку присущ какой-то определенный цвет. Например, по моим ощущениям мой – рыжий. Но рыжая ли я?..

— Вот в чем вопрос!.. Самое главное ощущать это. Чувствовать «ли ты» уже не важно.

— В смысле, есть возможность навязать окружающим собственные ощущения?

— Кто знает. Ведь в процессе общение, я могу попытаться доказать, что вам присущ фиолетовый… Это совсем другое. А может надо искать сочетание нескольких цветов. Главное увидеть и понять.

— А вы видите подобное?

— Будучи художником, я, по крайней мере, стараюсь видеть.

— А почему люди становятся художниками?

— Делать нечего!..

— Я так и напишу.

— Мой отец был художником. Я часто находился рядом, когда он работал. Сам тоже что-то рисовал или пытался… Даже был период в жизни, когда я не хотел рисовать. Не совсем верное! Мне было лень рисовать. Немного странно для человека стремившегося быть лучшим среди учеников и с желанием рисовать постоянно. Помню, даже летом старались оставлять окна училища открытыми, чтобы вернуться позже и писать. Этот фанатизм, конечно, принес свои плоды. Но после случился момент «тормоза»: армия, где занимался вроде художеством, в самом неприглядном смысле этого понятия. Правда не буду скрывать, и там находил возможность «оторваться». Предлагал вместо обновления щитов наглядной агитации, писать новые, с натуры. Таким образом, пытался «сохранить руку». Все равно «притупилась». Хотя вспоминаю это время с непременной улыбкой и некой нежностью, если можно так выразиться.

— Когда вы рассказываете об армейских годах, ваш взгляд становится другим, словно вновь возвращаетесь в молодость.

— Сорок четыре года – возраст прекрасный, как для мужчины, так и для женщины. Самое важное, понять, что это период расцвета мыслей, ощущений, восприятий. И ни в коем случае не уходить в страх перед этим возрастом, восклицая: «Ах, уже!»… После сорока, начинается вторая жизнь. Состояние, в котором ты уже набрался мудрости, и при этом чувствуешь молодым. Правда, силы не те, что в девятнадцать…

— И замечательно! Ведь можно такого было бы «наворотить»!

— Верно. Хотя… Работать надо над своими мыслями для продвижения вперед. Опять-таки в глобальном смысле. Не стоит стучать, даже ногами, доказывая свою состоятельность. Напротив, минимум эмоций. Иди и бери то, что тебе нужно. Опять-таки, если это действительно необходимо.

— Лукавите, однако! Невозможно быть художником и начисто быть лишенным тщеславия!

— А может я хочу понравиться? Вам, читателям…

— А серьезно, ведь не получится полностью абстрагироваться от окружающего нас мира, даже если очень этого захотеть.

— А я и не говорю о полных ста процентах. Но стараться и стремиться к этому возможно. Пусть хоть малая часть случится. И то хлеб! Надо, наверное, найти пути: или ломать стену собственной головой, или найти нечто более радикальное, или выбрать обходной.

— Но и вы, наверняка, бьетесь, получаете раны, корябаетесь… Сразу оговорюсь, что молодость лет мы не берем. Ведь с возрастом, удары становятся жестче.

— С возрастом жизнь не просто бьет. Она может и кипятком по голове.

— В себе разочаровываетесь?

— В чем?

— Любая точка отправления ты сам.

— Сделай так, чтобы ты не разочаровывался! Если такое произошло, то лишь ты виноват в этом. Нет единственной виноватой стороны. Твой подход к жизни, твое направление, что ли?.. Например, сегодня утром я писал. И в такой, на мой взгляд, жуткой не сочетаемости красок. И после, внимательно рассматривая это «безобразие» сердился на самого себя, что вовремя не углядел. Ехал на встречу с вами, а мыслями обдумывал, как исправить ситуацию на холсте. Возможно, я сам был виноват в произошедшем, но кто знает, пройдет время и я пойму, что именно так на тот момент я и чувствовал. И после цвет найдется, и все сядет на свои места…

_mg_4942_redtalk

— А к мнению другого человека прислушиваетесь?

— Обязательно. Бывают моменты. Но в большинстве случае, ты сам регулируешь нюансы. Художники ранимые…

—  …эгоистичные.

— Их эгоизм заключается в том, что он делает. Ни в характере, ни в отношениях, а именно в области его творческого существования. В моем случае, мнение стороннего, особенно не интересно. Могу прислушаться к совету, состоянию, идее. Не скрою, приятно, когда твою работу хвалят. В обратном случае, мнение других волнует не особо.

— Но ведь пишете картины не для себя, и выставки не из праздного желания.

— Когда человек дает оценку той или иной художественной работе, в ней также есть элемент эгоизма. Вынося какие-то вердикты, человек должен знать столько же сколько и я. Или же он должен пройти путь, сродни моему.

— А внутреннее восприятие? Картина ведь рассказывает о чем-то…

— Лишь мое. Ведь это мое ощущение окружающего, пропущенное через меня, и представлено на холсте. Понятно, что зритель первым долгом выражает свое состояние, осмысливая представленное, и редко задумывается о том, что хотел донести художник. Так происходит в большинстве случаев. Отсюда и происходит мнение «нравится — не нравится». Но вряд ли даст четкое обоснование сложившегося мнения. Здесь играет роль эмоциональная составляющая человека. Хотя в идеале художник и зритель должны совпадать: первый – в желании что-то донести до окружающих, второй – в понимании художественного посыла.

— Значит, ваше утверждение «мне все равно на мнение других» можно отнести к лукавству.

— Ни в коем случае! Очень важна подача или само состояние человека, стоящего перед картиной. Ведь зритель смотрит на стыковку своих ощущений и выносит мнение о работах при первом взгляде. И кто знает, что бы произошло, если дать ему время для более глубокого понимания выраженного на холсте. Надо учитывать подготовленность человека к живописи, на мой взгляд.

— Разве можно научить понимать искусство? Как?

— Почему появился Ренессанс? В обществе возникла потребность. И еще актуальность. Тут и востребованность начала набирать обороты. Она то и стала учить человека. Кстати, именно востребованность художественных произведений часто отражает процессы, происходящие в обществе на момент времени. Возможно, нам придется наблюдать возникновение ренессанса и у нас…

— Неужели можно придумать что-то новое, имея такую долгую художественную историю, включающую и мировое наследие?

— Не согласен. Если проследить от девяностых годов по сегодняшний день, в арт-бизнесе (мне это определение кажется более правильным) Азербайджана, случались резкие перепады в плане потребительского рынка. И этот спад обусловлен не отсутствием финансов у потенциальных покупателей, отнюдь. На сегодняшний день, видимо у людей нет душевного желания общаться с художественным искусством. Порой, когда видно насколько человек хочет иметь картину, его желание, исходящее из глубины души, можно отдать картину и по минимальной цене. Да и в подарок! Главный аргумент: «Она, эта картина мне очень нужна!». Лишь одно хочется узнать, почему именно это полотно вызвало такое горячее желание… Вот о такой востребованности я и говорю. Не надо путать с модой на художников, направления в искусстве, просто «для галочки». Или просто подражание кому-то в стиле «у того-то есть, и у меня должно быть непременно».

— Хотелось бы увидеть возвращение ренессанса в Азербайджан.

— Я видел востребованность в художественном искусстве, будучи в Вене. Видел в Москве, где на выставки ходят не только в день открытия, но и на протяжении всего времени, пока представлена экспозиция.

— Может, отсутствует культура воспитания?

— Нет! Человек приходит просто смотреть картины. Культура воспитания в данном контексте знание художников, их манеру письма, технику и т.д. Подготовленность. Так будет точнее. И это включает приучение с детских лет к искусству, путем посещения музеев. Таким образом, в человеке возможно развить ту духовную потребность обладания художественным произведение, которое вызвало в его душе это желание. В Вене, для съемки я выставлял свои работы на улицу. И однажды мимо проезжающий на велосипеде мужчина, явно по дороге домой из магазина, неожиданно для меня настолько заинтересовался ими, что выказав свое восхищение, позже вернулся с женой, которая уговорила меня продать понравившееся им полотно. Довольные результатом, они начали приглашать меня к себе домой, чтобы продемонстрировать уже имеющиеся у них картины, которые они считали своим собранием. Вот эта потребность, о которой я пытаюсь сказать.

— Но стоит заметить, что в Европе немного другая система воспитания.

— Не спорю. Европейские люди живут немного иначе, мир воспринимают отлично от нас, и от жизни требуют совершенно другое. Но нельзя обвинять окружающих нас людей в не заинтересованности в искусстве. У каждого свой мир и видит он его в сугубо ему присущем цвете.

— А вы любите человечество?

— Я люблю его прекрасную половину.

— Убедительное заявление.

— Практика жизни показывает, что когда приходится сталкиваться с людьми напрямую… То есть, раньше когда что-то случалось в моей жизни, я закрывался от окружающих, стараясь полностью абстрагироваться от внешнего мира. Но после понимал, что стыковка с окружающим необходима. Соприкосновение напрямую дает тебе возможность близко увидеть неприглядную сторону человеческой натуры. И начинаешь учиться не обращать внимания на это. Ведь с подобными негативными проявлениями сталкиваться я придется на протяжении всей жизни. Перестать удивляться этому и перестать понять природу подобных проявлений. К сожалению, невозможно изменить эти моменты. Правда, никто не отнимает у тебя права, ограничивать время общения с людьми, несущими мощный отрицательный заряд.

— А вы хороший человек?

— Ужасный! Мало кто догадывается насколько! В конце концов, прежде всего, человек должен любить самого себя. Но не в плане своей значимости в собственных глазах. Просто начинать надо с себя. Но не фанатично с примесью замшелого эгоизма. Достаточно выбрать группу людей, с которой приятно и действительно стоит делиться частью себя. Опять же, в разумных пределах!

— А во имя любви можно идти по головам?

— Конечно! Почему бы и нет! Даже рисковать! Пусть даже результат не будет положительным. Главное пройти этот путь.

— А моральный аспект?

— Он у каждого свой…

— Художник всегда найдет оправдание своим поступкам…

— Одно из них – отдать свою любовь картинам. Даже пусть это и не поможет…

_mg_4907_redtalk

Фотопортреты: Анфиса Бессонова

Журнал FUROR № 13 (2012 год)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s