ПОД СОЗВЕЗДИЕМ СЧАСТЬЯ

img_4862_redtalk

Не «открою Америку», если скажу, что каждый художник старается своими произведениями рассказать людям о чем-то немного личном, сугубо индивидуальном восприятии мира, ощущении окружающего пространства…

Но и этот «рассказ» меняется с течением времени. И если в пять столетий назад, творец воспевал человеческую красоту, редко обращаясь к природе, то спустя пару веков, взгляду зрителей всё чаще и чаще стали открываться пейзажи. Развивалась цивилизация и следом за ней «шли» художники, впитывающие широко распахиваемые тайны мироздания. В поисках новых путей творческого самовыражения они сами становились философами, последователями разнообразных течений, что переносили в свои творения, порою мало сочетающиеся с традиционным восприятием искусства. Возникали противостояния, но художественный гений, отличный от общепринятого, уже проник в сознание не только авторов, но и зрителей. И сегодня, процесс развития художественных приемов и техник не стоит на месте, заставляя творческих людей изыскивать новые возможности не только в художественном высказывании мыслей, но приемам их выражения.

FUROR представляет Фарида Алекперова, который на сегодняшний день использует уникальную технику неоновой росписи, увлекает своего зрителя в мир не просто красоты, а многослойной таинственности при различном освещении. Произведения Фарида словно сказка, до которой можно не только дотронуться, но и пропустить сквозь себя, почувствовав касание других миров. В общение с ним, неожиданно открываешь красоту суфийских учений, их стройное и спокойное восприятие мироздания, погружение в удивительный покой, дающий возможность отодвинуть реалии, ожидающие нас вне магии его творений.

img_4825_redtalk

Именно с магии нашего мира и начался разговор. Ведь не секрет, что место расположения Азербайджана всегда связывалось многими представителями мистических течений с Силой.

— Сегодня мир сотрясают революции и перевороты, землетрясения и наводнения. Словно Земля решила напомнить человечеству о своей главенствующей роли.

— Вполне может быть. Пришло время каждому задуматься о своей роли и своем месте на этой планете. Однако не все географические точки подвержены разрушительной силе очищения. Я не говорю, что их не трясет. Просто глобальных катаклизмов они могут не опасаться. И одним из таких мест, является Азербайджан.

– Может быть это счастье, родиться и жить именно в таком месте?

– Вообще-то, человек счастлив только тогда, когда воспринимает через призму счастья свое существование. Если он не согласен внутренне с тем, что он может быть счастлив, тогда он не будет счастлив никогда и нигде. У меня тоже были попытки бегства от самого себя. Я менял места жительства, но как показала практика, ни к чему хорошему это не приводит – от себя никуда не убежишь. Чем дальше уводит тебя дорога побега, тем быстрее вернешься. Сейчас уже понял, что, наверное, здесь моя родина и здесь моя судьба, и я проведу здесь всю свою жизнь.

— То есть не важно, какой ты национальности…

— Абсолютно верно. Значит такова воля судьбы. Не имеет значение принадлежность к той или иной национальности. Ты принадлежишь месту своего рождения. Именно здесь необходимо реализовывать свое предназначение.

— Фатализм?

— Да. А разве могут быть какие-то другие вопросы? У меня, например, вопросов к Всевышнему нет. Также как они отсутвуют и к другим. Все что происходит, происходит лишь потому, что оно происходит. Других причин просто напросто нет.

— Единственный виновный в том, что с нами происходит – сам человек.

— Именно так! Мы со своими мыслеформами, своими настроениями, своими ощущениями, создаем себе пространство. Оно либо комфортно, либо ужасно. Мое личное пространство на 80% комфортное. Потому что я этому научился в йоге, исламе и т.д.

img_4810_redtalk

— Значит, вы сами делаете свое пространство удобным для себя.

— Не совсем верное утверждение. Не только для себя, но и для других. По роду своей деятельности занимаюсь оформлением мест посещения большого количества народа, а также и работаю в частных домах, сотрудничаю со школами и интернатами. И вот эту часть своего мировоззрения я приношу другим людям.

— Бывало ли, что люди не понимали и не принимали вашего посыла?

— Такого не происходило никогда. Любому человеку, даже если он находится на уровне очень низкого осознания, ему нравятся мои работы. В основном, люди даже не понимая, ощущают посыл, исходящий от картины.

— Я смотрю, у вас на стене нарисован Храм огнепоклонников. Говорят, что в одной из его келий находится некий портал, который открывается избранным.

— Мне он не открылся. Да и нет в этом необходимости. Достаточно своих каналов для получения информации и другие не нужны. Если можно так сказать, у меня свой портал…

— Было время, когда меня увлекало все связанное с альтернативным видением мира. После, возникла мысль, что те, кто ищут что-то кроме общепринятых условий жизни, возможно где-то и чем-то не удовлетворены либо собой, либо миром…

— Это ведь нормально. Если ты художник, творческая личность и почувствуешь удовлетворение, то твой путь окончен. Как можно ощутить подобное чувство? Полное удовлетворение собой… Сальвадор Дали сказал: «НЕ бойся совершенства. Все равно ты его не достигнешь». Человек, утверждающий, что он доволен своим творчеством, своим искусством – уже умер, потому что его уже не существует, и никогда не было на самом деле. Невозможно быть довольным тем, что ты делаешь. Чтобы художник не пытался творить, это лишь подражание природе. Маленькая часть божьего дара, которую удается представить людям. А совершенствовать себя можно до бесконечности.

— Это относится к вашим работам? Есть вероятность совершенствования. Или же, закончив, вы просто забываете о картине.

— А я не считаю свои работы совершенными. Отсюда вывод – я не считаю их законченными.

— Возвращаетесь к ним?

— Когда как. Порою это мучительно. Но подобные «терзания» касаются исключительно работ на холсте. А вот когда я пишу на стенах и потолке, никогда не испытываю таких «мук». Работая над монументальными произведениями, замечаю, что все задуманное случается непосредственно и гладко.

img_4807_redtalk

— В таком случае возникает логический вопрос – попав впервые в пространство, которое должны расписать, что на первых порах ощущаете? Что происходит в вашем сознании?

— Хороший вопрос… Наверное рождаюсь заново. С новыми понятиями, новой осознанностью, новыми ощущениями и пытаюсь это передать посредством своей работы.

— Выходит, чистое пространство (исходя из ваших слов) можно ассоциировать с утробой матери?

— Да, конечно! Правда, естественному процессу рождения порой мешают. Хочется воспользоваться этим моментом с максимальной пользой для окружающих, и, безусловно, для собственного самовыражения.

—  Присутствует ли элемент того, что вы продаетесь?

— А почему бы и нет? Только необходимо отметить, что продаю я то, что мне нравится. В моем случае, любимое дело приносит доход. И ведь здорово, что оно продается. Любой художник, который продает свои работы, считается успешным. Не имея спрос на свое творчество вряд ли можно так назвать того или иного человека, держащего в руке кисть.

— То есть, вас не устраивает посмертная слава, или точнее, посмертное признание.

— Мне этого не нужно. Даже в сегодняшнем признании нет необходимости. Проще выражаясь – не предыдущее, не последующее. Я живу сегодняшним днем, то есть настоящим. Если меня устраивает мой жизненный уклад – так все прекрасно! Остальное же – это миф, придуманная социальной оболочкой шелуха: слава, почет, какие-то награды… Да, не буду отрицать, хорошо если все это есть. Я не отрицаю… Прекрасно, когда глава государства вручает тебе медаль героя. Здорово! Отлично! Не вижу ничего плохого, когда люди уделяют тебе внимание, воздают хвалу. Но подобные проявления приводят, как правило, к гордыне. Будучи же в тени, и в то же время, когда твое имя на слуху многих, как о человеке занимающимся чем-то особенным и ко всему прочему, твое умение является исключительным (на сегодняшний день я единственный кто работает с неоновой росписью), испытаешь не меньше эмоций, чем в «огнях рампы». Сейчас я уже работаю не один, мне помогают мои ученики. Однако пока, я единственный профессионал в восточном регионе. Конкурентов нет. И вот осознание того, что я сделал что-то не пришедшее в голову другим, мне достаточно.

img_4851_redtalk

— Может быть, именно отсутствие конкуренции обуславливает ваше спокойствие и уравновешенность?

— Вполне возможно.  Хотя спокойствие мне не свойственно по натуре. Временами могут случиться эмоциональные взрывы, может «поехать крыша» по любому поводу… Вероятно, мое спокойствие все-таки видимое. В данный момент я рассказываю о своем любимом деле, хобби, ремесле и о том, что касается моего профессионального пути, в котором уверен на все сто процентов. Как-то меня спросили, бывает ли чтобы у меня не получалось задуманное? Ответ был положительным. Такое происходит практически каждый раз. Получается гораздо лучше, чем  предполагалось. И это не потому, что я такой талантливый. Нет! Это здесь не причем! Дело в том, что, будучи профессионалом, от раза к разу твои работы становятся все лучше и лучше. Происходит процесс совершенствования. Добавляя какие-то технические элементы, показываешь окружающим свои возможности в разнообразных изобразительных средствах. Возникает момент доказательства степени собственного профессионализма. Каждая работа превращается в состязание с самим собой, стремясь взять еще большую высоту. И ведь предела этому не существует…

— Выходит, что добавив свое видение и используя неоновые краски, вы решили оживить живописное изображение.

— Я бы не сказал, что живопись мертва. Просто существует преемственность поколений. Когда-то было интересно смотреть на картины, например, Айвазовского. И хотя интерес к ним не утерян, это та манера, в которой работают очень многие художники. Направление, выбранное мною, новое, более сочетающееся с моей динамикой, моим мировоззрением. И основополагающим является то, что мое творчество дарит людям радость и покой. Как правило, люди не остаются равнодушными.

— Тогда что собой представляет Фарид? Именно что…

— Фарид?.. Этот вопрос не ко мне. Желательно чтобы оценку давали другие. Я субъективен. И скорее всего я ошибусь.

— Но ведь оценить самого себя можно.

— Как я оцениваю сам себя?.. Что я могу сказать о себе?.. Сложно… Никогда не задумывался об этом столь глубоко. Есть момент осознанности. Это присутствует во мне. Я понимаю, в какой точке времени и пространства нахожусь, задачи, поставленные передо мной, и которые мне необходимо выполнить. Чувствуя определенный долг перед обществом, Богом, вселенной, можно назвать как угодно, пытаюсь реализовывать его, исполнять. Пытаюсь делать то, что должен. На этом пути много соблазнов, искушений, трудностей. И мне хочется верить, что я справлюсь, чувствуя поддержку от Всевышнего.  

img_4830_redtalk

  • Так вот на этом пути, вдруг случится вероятность, что однажды Фарид поймет, что это совершенно не его дорога, и идет он в абсолютно другом направлении от определенного ему…

— В таком случае это будет очень увлекательное приключение. Потому что мне взамен предложат что-то невероятное. То, что будет превосходить по своей силе и могуществу, более увлекательное. Не знаю, что это может быть. Не могу даже представить. Но если подобное случится, я с удовольствием пущусь в эту авантюру и продолжу идти в другом направлении.

— Вас это абсолютно не страшит?

— И не смутит. Почему бы нет? Это поворот судьбы, зигзаг существования. Двадцать лет назад я совсем не был уверен, что буду художником. Хотя учился именно этой профессии. Уже учась в институте, предполагал, что мое будущее не связано с искусством. Меня привлекал и увлекал бизнес, возможность зарабатывать деньги. Чем, впрочем, и занимался. Однако оказалось, что это мне не интересно просто «делать деньги», и, скорее всего, это занятие не мое. Далее было увлечение полиграфическим делом. Неким сочетанием бизнеса и искусства, которому я посвятил некоторую часть своей жизни. После меня «унесло в другую степь» — решил поменять место жительства, отправившись преподавать в Швеции, за Полярный круг, в лицей, куда получил приглашение. И благодарен судьбе, что такой опыт у меня случился: я знаю каково северное сияние, видел родину деда Мороза, Лапландию, общался с настоящими чукчами. Это бесценный опыт жизни в Европе, многогранный, интересный и достаточно тяжелый для южанина в северных широтах. И каждый раз, когда судьба меняет свой поворот я готов к нему. О себе могу сказать, «водитель со стажем», следующий предложенной дорогой.

— Вновь фатализм?

— Так начало нашего разговора начиналось с этого. Но у меня есть навигатор – моя интуиция, ведущая меня безошибочно. И даже если случаются ошибки, они тоже фатальны. Ибо они должны произойти со мной, по причине отработки некой программы, кармы, блока, мешающего мне жить и причиняющий страдания, от которого таким образом я должен избавиться.

img_4833_redtalk

— Значит ваше творчество все-таки связано с выплесками из себя душевных терзаний или подобных чувств.

— Любой художник избавляется от своих внутренних комплексов и проблем посредством искусства. Просто дело в том, что я, стараюсь «не грузить» окружающих. Я не рисую сумасбродные картины с насилием, психологическими проблемами, не передавая подобное никому. Предпочитаю  с помощью аэрографа, преобразовать негатив в положительную энергию: добра, божественной любви, доброты, красоты, радости, оптимизма, веселья.

— И как примерять на себя роль Создателя?

— Нормально. Я с детства рисую, уже привык. Для меня не существует никакой подоплеки в этом понятии, нет двойного дна. Просто в детстве рисовал дома на обоях, а сегодня на стенах и потолке.

— Стены заменили бумажные обои, и вы решили нарисовать свои собственные обои.

— Абсолютно верно! Я ощущаю себя на своем месте, занимаясь тем, что я делаю, и это получается. Подтверждением этих слов является вся моя карьера, жизненная практика.

img_4803_redtalk

— Любите ли дарить другим свои работы?

— Естественно. После того, как работа окончена, теряет для меня всякий интерес. В лучшем случае ее можно продать, недорого. Почему? Все эмоции уже выражены. Не важно, за сколько куплено мое произведение. Я нарисую себе еще! Вспоминается ответ Пикассо на вопрос об отсутствии в его доме собственных работ. Великий художник дал исчерпывающее объяснение словами, что он не может себе позволить себе столь дорогие полотна.

— Вы хотите сказать, что у вас дома…

— Нет расписанных потолков и стен. Исключительно обои.

— На которых можно что-то нарисовать.

— Этим занимался мой сын.

— Преемственность уже чувствуется?

— Пока рано судить. Сейчас поколение детей-индиго, и куда их занесет в дальнейшем, совершенно не представляется возможным.

— Глядя на него, вы себя не видите?

— А как я могу увидеть себя?.. Это нонсенс. Себя я могу увидеть в зеркале. И то с большим сомнением, что отражение является мной.

— Никогда не случаются сновидения о прошлом?

— Не знаю, может это уже прошлое или будущее… Может этого никогда не было и не будет… Зачем об этом думать? Если самое важное происходит сейчас или в данный момент, какой смысл думать о том, что быть не может, или о том, что уже прошло? Их не существует. Есть только настоящее. Разве можно изменить прошлое? Или предопределить будущее? Каждый наш шаг, день, момент, происходящий с нами, он доказывает, что ничего в этой жизни человек предопределить не может. Люди расписывают свою жизнь на десять лет вперед – это большой оптимизм. Даже нашу встречу невозможно было определить с абсолютной точностью.

— Но, говорят, что жизнь разговаривает с нами знаками. Главное уметь их читать.

— О да, если умеем читать!.. Но, как правило, истолковываем их ложно. Поэтому с этим необходимо быть предельно осторожными, и нельзя шутить этим. Единственное на что я могу положиться абсолютно – воля Всевышнего. Какими бы не были его планы в отношении меня, и какими бы они ни были, приму все, пройдя на сегодняшний день, извилистой тропой, на которой были и взлеты, и падения, приобретя знание того, что каждое мгновение испытаний, посланных свыше, принималось мной. Иногда это было тяжело, иногда приятно, временами радостно, порою совершенно без каких-либо чувств. Но никогда не спорил и не задавал традиционного вопроса «за что?». Нет безгрешных людей. И каждый из нас отвечает ежеминутно за свои деяния.

— Грустно…

— Почему? Это жизнь. И если вы видите свою жизнь светлой и комфортной, она таковой и является. И наоборот. Это можно сравнить с посещением ресторана. Вам принесут именно то, что вы закажете. Предположим, курицу. И не стоит возмущаться, если за соседним столом будет блюдо из рыбы. Ваш заказ исполнен. Я не заказывал ни курицу, ни рыбу. Я вегетарианец. Но, прожив уже определенную жизнь, замечаю тот факт, что пока человек думает в позитивном русле, считает, что идет правильной дорогой, уверен в своих целях – ему ничего не грозит.

img_4849_redtalk

Журнал FUROR № 9 (2011 год)

Фотопортреты: Мелек Мирзоева (Салимова)

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s