Не бояться просвещать

Какую роль в нашей жизни играет искусство? Нужно ли оно в современном мире? Вопросы сложные и на них нет однозначных ответов. Но замечательно, когда есть человек, способный доказать своим личным примером, как надо не просто возвратить желание в людях посещать музеи, но и воспитать в них стремление необходимости постоянного соприкосновения с прекрасным. Директор Музейного центра Лиана Везирова с момента принятия в ведение огромного комплекса сделала невероятное: музей перестал восприниматься с точки зрения обыкновенной экспозиции. Сегодня сюда приходят, чтобы научиться понимать художественную составляющую жизни, размышлять над собственным местоположением на земле, познавать и открывать новое, да и просто насладиться красотой и гармонией.img_1798_redtalk

Я знаю, что вопрос о той ответственности, что вы несете, заступив на эту должность, задается с завидной регулярностью. Однако этот интерес вполне оправдан. Ведь по прошествии времени меняются взгляды, отношение к чему-то или кому-то и т. д.

Да уж, сколько раз мне приходилось отвечать на него: «Ну, конечно, все очень сложно. Но когда ты что-то любишь, тебе помогает вся Вселенная».

Из ваших слов, могу ли я предположить, что вы верите в некие высшие силы?

Безусловно! Есть высшие силы. Мы не одни во Вселенной. Мы не боги, а лишь исполняем то, что нам предначертано свыше. Каждый человек – это планета, идущая по заданному для него курсу. Он выполняет миссию, возложенную исключительно на него. Это очень важно, потому что из всех нас создается мироздание. Человек – маленькая планета, но в масштабах космоса становится песчинкой, объединяясь с другими такими же «планетами». В этом процессе рождается нечто большее. Как есть бесконечность вниз, так и существует бесконечность вверх.

А женское «хочу сделать по своему»?

Я делаю! Именно по-своему!

И?..

И получается великолепно. И доказываю, что женщина очень много может сделать в этом мире. Потому что она созидает, любит, стремится к любви, хочет всему придать мягкость. Женщина априори не признает «углов», она словно дуга, огибающая те или иные препятствия. Мужчина же — вектор. У него даже мышление прямое. Я много раз высказывалась на эту тему, вызывая споры у оппонентов мужского пола, замечающих, что мол, дескать, Лиана не особо почтительна во мнении о них. Совершенно неверно! Я всегда с любовью отношусь к мужчинам, не умаляю их достоинств. Но в этом мире они ориентированы немного отлично от женщин. Все-таки мировосприятие у нас различное. Если мужчина может в стремлении достижения чего-то быть резким, категоричным и т.п., то женщина — словно некая сила, сглаживающая «выступы, выпады, перепады». Да и доводит начатое до логического конца женщина чаще. Здесь играет роль ее внутренняя позиция матери, которая заботится обо всех, кто попадает в круг ее интересов и забот.

Кстати, о матери… Как же ваша семья? При той занятости, с которой сопряжена ваша работа…

В моей жизни наступил период, когда я заслужила право принадлежать своей работе. Понятно, что каждая женщина переживает времена «быть домохозяйкой», но приходит момент, и Вселенная освобождает женщину от рутинной работы изо дня в день, словно говоря ей: «Дорогая, все обязательства в данном контексте выполнены. Пора заняться и собой, своими стремлениями, чаяниями, продвижением по карьерной лестнице и т.д. Время Золушки прошло. И если приложить усилия, можно стать королевой!».

Вы – королева?

Почему бы и нет?! Каждая женщина достойна этого титула. Главное — не выпячивать его на всеобщее обозрение, а нести себя достойно по этой жизни. В моем понятии, королева – это очень справедливая женщина. И никак иначе…

А капризы?

Обязательно! Какая королева без капризов?! Говоря обо мне, замечу, что у меня много различных капризов. Но они оправданы.

img_1791_redtalk

И как к ним относятся окружающие?

Они должны их уже принимать. Обратившись к истории, мы не сможем отрицать, что многие великие люди были достаточно капризны. Но окружающие их прощали или терпели эти капризы, потому что исходили они от Мастеров. Надо стремиться быть мастером своего дела, а достижение высоты всегда сопряжено с нагрузками, нервным перенапряжением. Ведь желание создать совершенство (не важно, в какой области) мобилизует все силы, но их недостаточно, если рядом не будет единомышленников или просто ответственных людей. Но без этого невозможно творить. Организовать «команду» — нелегкий труд. Мы ведь не идеальные… И, кстати, я очень остерегаюсь людей, которые не проявляют никаких эмоций. В них нет искренности.

Но, может, они просто не показывают их на людях? Или же закомплексованы?

Об этом я и веду речь. Я совершенно не закомплексована, все свои эмоции «выдаю». Но у меня ничего не остается в душе, кроме любви. И в сердце нет ничего плохого.

В ваш адрес часто слышны восторженные замечания…

Это, конечно, приятно, но надо понимать, что быть просто хорошим человеком не значит чего-то стоить в этой жизни. Это нечто среднее, без какой-либо жизненной полюсности. Словно пустое место… Ничего…

Вы не любите нейтрально серое.

Не люблю равнодушных людей. Равнодушие убивает. Это кто-то из великих заметил. Благодаря равнодушию в мире творятся безобразия. У нас и так уже понижена социальная активность. Мы можем пройти мимо человека, которому реально нужна помощь. Нам все равно! Даже если что-то не нравится, не хотим что-либо предпринять для изменения ситуации в лучшую сторону. Нам легче изначально оправдать собственную инфантильность логикой «не получится».

Зачастую я говорю, что перемены необходимо начинать с самого себя.

Совершенно верное замечание. Создать вокруг себя уютное пространство — задача, решаемая исключительно собственными силами. Никто не придет и не сделает за тебя твою работу. В моем случае, представить интересную выставку – это придумать концепт,  по возможности контролировать весь процесс, не спать ночами. Днем я веду переговоры, решаю текущие дела… Вообще могу обдумывать все важные события за день или планировать что-то, лишь готовясь ко сну. Словно перед моими глазами заново прокручивается лента с видеозаписью. В тишине, оставшись с собой наедине, анализирую, делаю выводы. Ведь я – дирижер своего «оркестра».

Замечу что «оркестр» у вас знатный, да с большим штатом музыкантов.

Музыканты все разные, каждый из которых считает себя гением.

А у них нет выбора. Ведь надо соответствовать директору, то есть вам.

К сожалению, некоторые этого не понимают. Случаются обиды даже… Дирижер может быть один, ведя за собой, подчиняя тому курсу, что выбран именно им.

img_1831_redtalk

Ко всему прочему, ведь существует и огромная ответственность.

Но никто не говорит, что стремиться стать ведущим не поощряется. Если чувствуешь, что можешь взять на себя ответственность и нести ее, пожалуйста. Но только ни в коем случае не надо перекладывать на чужие плечи, при этом позиционируя себя «звездой». А уж в случае фиаско, надо уметь признать несостоятельность себя как некоего руководителя. Работе необходимо отдаваться целиком и полностью, и она непременно ответит тебе признанием.

Неудачи случались?

Конечно. И в достаточном количестве.

И как переживались?

Тяжело. Было очень больно. Периоды страданий, болезней, депрессий.

Я помню время своего детства, когда нас приводили в этот музей.

И я помню, как долго вытирала ноги перед входом. Посещение этого здания всегда было сопряжено с неким внутренним трепетом перед величественностью лестниц, залов, проходов… Никогда не думала, что придет время, и я буду здесь руководителем.

И как?

Удивляюсь до сих пор! Случается, перейду на другую сторону проспекта и рассматриваю здание, словно пытаюсь понять, как и кто может руководить такой значительной организацией. Правда, раньше оно казалось невероятно большим. Со временем как-то в размерах поубавилось… Вот и стараюсь «расширять стены».

А сегодня ноги вытирать перестали?

Ни в коем случае. Наоборот, заходя в здание, смотрю на состояние половика при входе. Для меня это очень важный момент. Почему? Все просто: первый шаг в музей должен настраивать посетителя на встречу с прекрасным, как бы банально ни звучали сейчас эти слова.

Это настолько надо любить саму себя в этой работе.

Да. Не хочу услышать замечание. Я уважаю себя, а значит, и вести себя должна соответственно, исключая малейший намек на стороннее недовольство. Так повелось еще со школьных лет. Все должно быть идеально. Я люблю себя. А если бы такое не отмечалось, то и сделать ничего не смогла бы. Если я не буду любить себя, тогда кто полюбит меня, а соответственно, и работа моя не станет вызывать этого чувства.

Но любовь ведь не только в работе.

Нет, конечно! Согласна с вами. Но Бог не дает все сразу, а что-то одно. А если получить все и сразу… Может, мы и платим за какие-то свои предыдущие ошибки. Всему свой срок.

Видимо, необходимо что-то «отработать». И ко мне это также относится. Кто знает — за что? Эгоизм ли, или претензии необоснованные, или еще что-то… Может, тогда и получу богатство от этой любви, совершенство и гармонии. Потому что другого уже не хочу. Когда-то могла приспособиться, соглашаясь на что-то небольшое. Сегодня же я четко знаю свои желания.

Ваша работа тесно связана с людьми творчества. А они, как известно, обладают не самыми «удобными» характерами.

Художники, скульпторы, да и вообще творческие личности действительно сложные люди. У них яркая энергетика. И что скрывать, многие из них эгоистичны, любящие только свое творчество, признающие только свое творчество. Каждый их них воспринимает себя исключительно гением. Совместить их вместе в одном пространстве огромный труд. Безусловно, сделать выставку работ одного художника или же пары десятков — затраты несравнимые. Их мало заботят какие-то организационно-финансовые нюансы. Главное, чтобы их работа была представлена в самом выигрышном свете с их точки зрения. А вписывается это в экспозицию или нет, творцу не интересно. Если хвалят, то я замечательная. Есть момент, когда случаются критические замечания, и тогда Лиана Везирова становится плохой.

А случается, когда вы отказываетесь работать с тем или иным художником?

Конечно. В силу различных причин, озвучивать которые не считаю тактичным. Но в работе директора галереи всегда заложен момент отказа. Важно другое, чтобы тот, кому отказали и привели соответствующие аргументы, смог понять и принять, не впадая в амбиции. В моей практике бывали случаи и глубоких обид, и каких-то нелепых угроз больше не выставляться в стенах сейчас Музейного центра, что уже выглядит, мягко говоря, нелепо. Доходило до смешного, когда меня пытались обвинять, что я позволяю себе отказываться и не принимать работы, потому что за моей спиной «кто-то стоит».

img_1751_redtalk

А таковое имеет место?

Да! За мной стоит Вселенная. Одна из самых ярких выставок 2012 года «История венецианских масок» открылась19 декабря в день Святителя Николая Чудотворца, мощи которого находятся в Италии, в городе Барии. Но я не знала об этом, а сама дата была выбрана мною совершенно интуитивно. Что это — совпадение или провидение? Я всегда говорю, что живем мы в том мире, который мы себе придумали. И если придуманы сказка или карнавал, то именно такая атмосфера будет нас окружать. Кому-то хочется жить концом света — пожалуйста! Только не надо втягивать окружающих насильно. Свобода выбора — прежде всего.

Если позволите, я отмечу, что вы человек, любящий праздник через красоту.

Если бы существавла профессия «Устроитель праздников», непременно выбрала бы ее.

Думаю, ваша нынешняя должность как раз и предполагает дарить прекрасное.

Спасибо. Если мне удается приобщить людей к прекрасному и склонить их к тому, что нужно любить друг друга, и это есть главное, то я готова этому служить. И если из ста человек пятьдесят проникнутся моим посылом, это уже победа. Не важно, что другая половина может осудить или не понять, важно, что эти люди, задумаются, зачем и для чего мы живем на земле.

Но, насколько мне известно, вы давно уже никому не доказываете свою правоту.

Я просто делаю то, что могу, следуя зову сердца. Если же чувствую, что возникает «пространство кривого зеркала», стараюсь максимально оградить себя от соприкосновения с ним. Прошу Вселенную помочь в стремлении обойти его.

Мы все живые люди, и случается, что в процессе подготовки чего-то или же каких-то жизненных ситуаций возникает чувство «что-то не то». Повернуть назад или же изменить направление способны?

Безусловно. И я могу кардинально изменить ситуацию. Потому что очень хочется делать все правильно. И как я говорю в последнее время: «С каждым годом убеждаюсь, что хочу совершенно перестать обращаться ко лжи, обману. Я не хочу делать что-то, способное нанести урон, несчастье, печаль. Такое поведение уже абсолютно неприемлемо. Хочу позволить себе быть самой собой».

Это большая роскошь!

Да, не каждый может себе позволить такое. Меня всегда восхищал Мстислав Ростропович. С детства мечтала с ним познакомиться. Обожала его. Он совершенный пример человека, бывшего самим собой. Он был Личностью, Гением, Мастером. Из женщин таким примером можно назвать Фаину Раневскую, ставшую легендой, а ее выражения и цитаты вошли в «золотой фонд».

Известно также, что в ваш адрес случаются и достаточно критические замечания.

Конечно. Однако стоит уже привыкнуть к этому и принимать как некую «заслугу».

Может, перевести это в плоскость «не вскружилась бы голова»…

Может быть… Это напоминает мне проект «Белое и черное», когда на одном фоне должен быть непременно другой цвет. Для равновесия. Для баланса. Впрочем, подобное должно быть для каждого человека, а уж тем более публичного, не говоря о великих, к коим я себя не причисляю. Критику нельзя принимать безоговорочно. Не стоит забывать, что замечания делают порой люди, совершенно далекие от «предмета», и, соответственно, их слова не стоит даже выслушивать. Скажу более, я не хочу размещать везде видеокамеры и отсматривать каждую минуту работы и поведения окружающих. В подобном нет необходимости. Мне комфортно в моем мире, а зацикливаться на «ах, обо мне сказали то-то»… Нет уж, увольте!

img_1839_redtalk

Знаете, я всегда считала, что люди, напрямую связанные с художественными галереями, сами являются творцами. Только художник выражает себя на отдельно взятом полотне, вы же используете их полотна, создавая более глобальное художественное пространство.

Вполне возможно. Может быть, таким образом я и выражаю свой мир, свое ощущение красоты и гармонии. И моя мечта — уже самой взяться за кисть или карандаш. Хотя не считаю себя достаточно подготовленной в этом. Я — экспозитор, умеющий собрать в стенах галереи или же в отдельно взятой выставке различные работы разных художников. Мне нравится создавать пространство. Как-то пригласила своего близкого знакомого, разбирающегося в искусстве, чтобы он «свежим взглядом» посмотрел на экспозицию, подготовленную к очередной выставке, и разрешила внести изменения, на его взгляд, необходимые. В результате получилось нечто, чисто с мужской направленностью, совершенно противоречащее моему восприятию красоты и гармонии. Вот тогда я поняла, что любое внешнее вмешательство сразу же отметается, ибо выставка становится чужой, чуждой мне и моей гармонии.

Сложно быть человеком, стремления которого понимаются не всеми. Однако именно ваше нынешнее положение включает в себя и функцию воспитания.

Да, я воспитатель и просветитель. Это моя профессия. Я окончила Высшую профсоюзную школу культуры, получила диплом организатора-методиста культурно-просветительской работы. Я не могу не просвещать. Это тоже моя миссия: я должна рассказать, а не просто развесить на стенах картины или маски, объяснить, что, зачем, почему, для чего… Мы закладываем философское начало в каждую экспозицию. Не зря была выставка о тайне венецианских масок, предлагающая «Найти свою маску», тем самым познать внутренний мир самого себя. Это очень важно. Может быть, надев, а после, сняв маску, задумаешься, что же остается в результате.

А у вас есть маска?

Она у меня дома. Я нашла свою маску: женщина с огромной короной, похожей на ореол. Увидев ее, сразу же влюбилась. И получила из Венеции по заказу.

img_1766_redtalk

Но ведь просветительское дело — неблагодарное занятие.

Конечно. Непростое занятие – просвещать. Наш народ, к великому сожалению, совершенно не желает этого. Постулат «Хлеба и зрелищ» работает и сегодня.

Ох, как бы ни появился какой-нибудь местный «Нерон» и не сжег бы что-нибудь…

Есть разные категории народа. Одни с радостью и удовольствием учатся, познают и расширяют границы знаний. Другие даже не перейдут улицу, чтобы открыть дверь в музей. Хотя я и не хочу, чтобы эта категория переходила улицу в направлении музея. Не надо. Они не найдут здесь для себя ничего необходимого. Вполне возможно, просто придут, нагадят и уйдут. Потому что придут они сюда весьма поздно. Надо было бы их приводить в музей еще с детского возраста: детский сад или начальные школьные классы. Тогда была бы вероятность приобщить и воспитать в любви к искусству.

Ваше замечание возвращает меня к моему детству, когда посещение музеев было обязательной программой.

И не только их. Существовали различные кружки самодеятельности, дающие возможность детям и взрослым реализовываться творчески. Я долгое время работала в Доме медработников, занимаясь именно просветительской деятельностью. Потому что были Дома культуры, куда совершенно бесплатно можно было придти и играть в театре, музыкальном коллективе, заниматься бальными танцами и т.д. Были профсоюзы, чья финансовая база позволяла простым людям расширять свои возможности. Мы все вышли из народа. Восемнадцать лет, отданных Дому медработников, дали мне репутацию человека, ответственного за свое дело. Я не музейный работник, а просто стала внедрять наработанный опыт. По моему твердому убеждению, одна из функций музея – просветительская, если не самая основная на сегодняшний день. Музей – это место, куда приходят люди. Народ приходил раньше в клубы, дома культуры, занимаясь после работы делом, близким по духу и по сердцу. И дети, посещавшие различные кружки, росли духовно. А потом они стали родителями и передали свои знания уже своим детям. К сожалению, сегодня эта замечательная преемственность утрачена.

Но ведь у нас государство, способное восстановить нечто подобное.

Я думаю и надеюсь, что к этой системе вернутся. Видоизменив ее, учтя требования и условия современности. Страшно, когда дети после школы идут на улицу лишь потому, что занять их нечем. И винить их, в принципе, за это нельзя, предложений нет. Интернет не заменит живое общение. Знание языков замечательно, но это не профессия. Мы уже на грани «потерянного поколения», которое, несмотря на вроде бы широкие возможности, по сути своей, жестокое, холодное, расчетливое. Я не говорю, что это распространяется на всех. Нет! Мне очень приятно видеть молодых людей, способных развиваться в духе прекрасного.

По роду своей профессии часто беседую с художниками, которые также все чаще говорят о создании более массовых, точнее, «для широкого круга», произведений того или иного рода. Так почему же не объединиться в таком случае?

Потому что художники – индивидуалисты. И не могут собираться и творить нечто совместное. Их видение себя в художественном мире не предполагает подобного сотрудничества. Разрозненность – спутник людей творчества.

Так может, вы и возьмете на себя объединяющую роль?

Поверьте мне, это невероятный труд. Порой, задумывая выставку, буквально упрашиваю их на сотрудничество. Ссылки самые разные: нет вдохновения, не работаю по заказу, не вижу себя в этом проекте… Но я не опускаю руки.

Кто знает, может, следующий ваш проект будет включать не отдельные залы Музейного центра, а весь город?

Если хватит здоровья… Сил… Средств… Это недешевое удовольствие. А наш музей к бюджетным организациям не относится. Тем более, не люблю просить. Очень тяжелое для меня испытание. Никогда ни у кого ничего не просила. И…

img_1770_redtalk

Фотопортеры: Анфиса Бессонова

Журнал FUROR № 15

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s