Сенан Алескеров. В доказательстве себе.

img_2368_redtalk

Мир фотографии таинственен. Для меня лично – слегка пугающ. Одно лишь нажатие, и вот уже создана «Вечность». Именно она! Потому что запечатлённый миг – неизменен. При этом визуален до тех пор, пока существует хоть одна копия фотографии.

Объектив сам по себе беспристрастен и зависит лишь от того, кто в него смотрит и направляет. Люди с фотоаппаратами вызывают во мне противоречивые чувства, ибо их «Вечность» не всегда совпадает с моим её видением.

Помните, в одной из популярных когда-то песен была строка: «Нажми на кнопку – получишь результат!». Так вот с моей точки зрения, это вполне применимо в качестве девиза к профессии фотографа.

Есть ли личностная ответственность у фотографа перед тем, как он нажмёт на кнопку? Или об этом надуматься перед тем как направляется объектив? И почему, люди берут в руки фотокамеру? Есть ли её «рецепт подчинения»? Вот примерно с таким настроем я приступила к беседе с человеком, чьё имя ассоциируется с качеством, вкусом, исключительностью и правдивостью. Его работы любимы не только на родине, но и далеко за её пределами. Они входят в состав частных коллекций во Франции, Австрии, Германии, Польше, Дании, Норвегии, Великобритании, США, Турции. Порой создаётся впечатление, что практически каждый второй или третий фотограф в Азербайджане – его ученик.

Мастера кадра Сенана Алескерова…

img_2422 копия_redtalk

— Может ли фотография диктовать?

— Фотография не отрицает и не говорит что-то определенное. Она просто, наверное, показывает то, что ты видишь, чувствуешь, то, что ты хочешь сказать. Но в данный момент! Очень часто я сам говорю, смотря на фотографии других: «Это я сегодня тебе говорю, что это хороший снимок. Завтра могу сказать, что он неважный». Это вполне нормальный процесс.

— Вы хотите сказать, что любой человек, держащий в руках фотокамеру, должен быть готов принять изменяющий мир в каждую секунду?

— Конечно. Мир многообразен и понимание его тоже разное. И к жизни это утверждение тоже применимо. Каждый фотограф ищет чего-то нового, открытия новых Америк, форм, взглядов и т.д…

— А что, в фотографии можно открыть что-то новое? Спустя столько лет?

— Безусловно. И ничего странного в этом нет. Разве человек открывая утром глаза, не открывает для себя новый день? И многое в начале этого дня зависит от настроения человека: от самого мерзкого до возвышенно прекрасного.

— В ваших работах отражается «утреннее настроение»?

— Разумеется. Например, когда у меня восприятие сегодняшнего дня со знаком минус, то я не беру фотоаппарат в руки. Я смотрю на него, могу даже поцеловать и отложить в сторону до подходящего душевного состояния…

— Целуете?! Вот уж никогда бы не представила фотоаппарат эротическим предметом…

— Почему нет?.. Он не просто эротический, а суперэротический прибор. Потому что он всегда… Не буду уточнять, будет звучать слегка не печатано.

img_2543_redtalk

— Ага, он ещё, образно выражаясь, поглядывает в замочную скважину…

— Может быть… Но, честно говоря, я не из тех, кто подсматривает в замочную скважину. Даже когда я снимаю людей, стараюсь чтобы процесс происходил во взаимности. Необходимо отдаться, чтобы получить в ответ необходимую реакцию. Впрочем, так же работаю и в других жанрах фотографии.

— Взаимоотдача друг другу?

— Да-да… Невозможно сделать хороший кадр какого-то объекта, если не дать ему посыл в виде собственной энергии. Почувствовать его ответ и лишь только после этого нажать на кнопку. Во всех остальных случаях остаются лишь «немые» изображения.

— Словно пазлы не сходятся.

— Абсолютно верно. В этом случае и нет живого снимка. И отговорки вроде той, что в тот момент чего-то видел, да вот не сумел поймать, совершенно не приемлемы. Нет в фотографии понятия «не получилось». Значит, не случилось контакта, сварки, переплетения зубчиков… секса, в конце концов… как хотите, назовите этот момент, смысл останется тем же. Процесс должен быть взаимен. Иначе это обычное насилие. Например, если человек не хочет чтобы его снимали. А вы продолжаете делать это. Что вы хотите этим доказать?.. Поверьте, ничего. Подобный подход не принесет никаких результатов.

— А вы доказываете?

— Доказываю сам себе и больше никому. Например, что я умею, слышать, чувствовать, не потерял «нюх» в каких-то вещах. Что могу понять больше, чем предположим, вы. Или меньше чем вы. Что тоже классно.

— А вдруг однажды тот самый «нюх» утерян?

— Подобное бывало множество раз. Бывали времена, когда проснувшись утром, я говорил сам себе, что уже целый месяц ничего не сделал. Или временной срок бывал более длинным. Рассматривая свои работы, на тот момент понимал, что они просто хорошие. Это студиум, а пунктума нет. И приходишь к выводу, что потерялось что-то. Бог дал, Бог взял…

— И что тогда предпринимаете?

— Ничего. Просто продолжаю работать. Разве кроме фотографий нет ничего другого и хорошего? Жизнь вся хорошая: воздух, вода, люди, природа…

img_2375_redtalk

— Творческий человек не может быть вне его…

— Браво, аплодирую. Значит, занимаемся чем-то другим. Складываем камешек на камешек, пишем стихи, рисуем. Самовыражемся в иных видах творчества. Или смотрим работы других.

— Поэтому ученики?..

— Ученики очень полезны. Во-первых, это возможность узнавать людей, во-вторых – средство заработка, а в-третьих, у них можно тоже многому поучиться.

— Но ведь в среде фотографов мало кто берется передавать знания и опыт молодым. Да и сложное это дело.

— Мне кажется, что ничего сложного в этом нет. Если у человека есть вопросы, на которые имеются ответы. Ученик спрашивает, я отвечаю. В этом случае все хорошо. Наличие вопросов говорит о работе и стремлении. В обратном случае, я могу дать ученику лишь то, что имею — некоторые знания. Если же ученик начинает перебирать предложения, спрашивает о другом, даже не попытавшись вникнуть в суть обсуждаемого, просто получает «путёвку за дверь».

— То есть, исходя из ваших слов, человек, пришедший к вам на обучение, не может понять или принять ваш урок, вы просто на просто отказываетесь от него?

— Не совсем верно. Есть люди, которые следует модным течениям или думают, что на фотографиях можно хорошо заработать. Последнее само по себе вызывает минимум смех. А есть люди, которые горели и до встречи со мной. Даже не приди они ко мне, продолжали бы любить снимать, пытаясь непременно «увидеть». Захочется им обратиться ко мне, замечательно, нет, тоже не смертельно. Получив свое у меня, они сокращают себе «дорогу», лет так на двадцать))). В любом случае они будут продолжать работать над собой. Можно спокойно принять и тех, для кого фотография просто развлечение или какой-то опыт в жизни. Очень хорошо! Любой опыт в жизни человеку не помешает…

— А можете ли вы определить, дано человеку взяв фотокамеру в руки и что-то увидеть или нет.

— Это будет субъективным мнением.

img_2396_redtalk

— Любое мнение в этом мире субъективно.

— Поэтому, слыша рассуждения на тему «правильно — не правильно», говорю, что нужно обращаться к самому Творцу. Понятие правды не существует вообще. Обратитесь к греческим, к восточным философам. В любой момент на белое можно сказать чёрное и наоборот. Нет никаких критериев правды, истины… Как могу излагать, что из моего конкретного ученика непременно получится хороший фотограф? Я лишь могу высказать свое мнение, не более. Но никак не истину.

— Значит, по большому счету истины нет?

— Истина существует у Творца. Я лишь подражаю ему. На мой взгляд, художники они просто пытаются повторить божьи творения, но сквозь призму своего восприятия. И в этом их сила. Поэтому о людях искусства и говорят, что они близки к Богу.

— Кстати, о подражании… В этом номере FUROR ваша ученица Мелек Мирзоева воплотила проект «В подражании». Как вы относитесь к подражанию великим мастерам?

— Скажу, что это очень полезный опыт для сегодняшнего дня. И дело здесь не в подражании. Мы поднимаемся по лесенке. У меня в студии белый фон. И каждый раз вместе с учениками, и сам, ставя человека к этому фону, я не подражаю, но где-то, конечно и, разумеется, подразумеваю Аведона, который снимал на таком фоне. Обучение продолжается всю жизнь. И Аведон учился, снимая тысячи портретов, а может миллионы, людей на белом фоне: его эмоции, театральную жизнь в буквальном смысле. Он чего-то добивался, оттачивал свой «резец», делая мастерство настолько тонким, чтобы если укололо, так до самой глубины. Грамотный художник смотрит, копирует и делает свое. Это как музыкант, который свои репетиции начинает непременно с гамм.

— А у вас за плечами случайно нет музыкальной школы?

— Сия чаша меня к счастью миновала. Я хотел заниматься тем, чем хотел, а мои родители считали необходимым получение классического образования, включающее в себя фортепиано. Меня же интересовала гитара и ударные. Как любого подростка влекла более легкая и примитивная музыка. Они «мясо». Объясню, я имею ввиду, что от простого к более сложному надо идти. Ну не понимаю я как можно в курс средней школы вводить Достоевского? Поэтому мне интересен сначала был рок, а потом уже от Фредди Меркьюри взял немного оперы, дальше появился интерес к симфонической музыке, которая привела к народной музыке. Но сразу отмечу, что сейчас это все на уровне любителя. И сегодня часто слушаю что-то, совершенно не зная исполнителя. Мне это нравится.

— Категория «нравится – не нравится».

— В жизни те же категории, как и в нашей профессии. Есть такие термины: «студиум» — общие понятия, принятия, проще говоря «I lake», а есть «пунктум»-укол, относящийся к «I love». Разумеется, существуют те вещи, которые я люблю, для меня много значащие.

— А лично ваше «I love»?

— Я люблю халву, своих попугаев, свои «железки» — профессиональные камеры, чужие работы. Будь то живопись, графика, фотография, музыка. Иногда даже переоцениваю их, понимая это с течением времени.

img_2540_redtalk

— Немного странное признание – любить чужие работы.

— Говоря об этом, я имею в виду возможность почерпнуть что-то для себя. Найти что-то новое. В своих работах ты всегда говоришь о своем. Но когда в работах других, ты находишь то, что говорит о твоем, когда есть связь, зацепка, начинаешь очень сильно это ценить. Ведь ощущается порою разобщенность сегодняшнего мира. Мой мир это пространство где мы находимся сейчас, а за дверью, совершенно другой, иногда  чуждый. И словно сторонний наблюдатель стою и смотрю на все. Интересно, знаете ли…

Буквально накануне нашей встречи, проезжая на автобусе увидел потрясающий кадр: возле огромной яркой витрины продуктового магазина, изображающего потребительское изобилие, сидела женщина с протянутой рукой и улыбалась при этом. Большой символ «всех времен и народов».

— А фотоаппарат был под рукой?

— Нет. Иногда не беру с собой камеру. И такие моменты вполне нормальны, что всегда, когда аппарата с собой нет, всегда на пути лучшие кадры.)) Закон бутерброда)).

— Значит хоть «мыльницу», но с собой.

— Лучше всего глаза. Смотрите, запомните и оставьте у себя в памяти. Фотография сделана для себя внутри. Нельзя носить с собой ни фотографии, ни музыку, ни картины. А вот подобные «снимки» всегда «под рукой».

— Жадный…

— В этом отношении жадный. Я не люблю продавать свои фотографии или отдавать что-то свое. Считаю, что это часть меня.

— Но ведь фотографии должны «уходить».

— Я немного по-другому отношусь к этому вопросу. «Уходить» — да. Пожалуйста! Откройте мой персональный сайт и смотрите на здоровье. Когда кадр представляет собой файл, это всего лишь цифры. А когда же моя фотография уже отпечатана и обретает материальность, в этом случае она становится для меня бесценной и сложно будет расстаться с ней.

img_2488_redtalk

— Помню еще по детским ощущениям, процесс изготовления фотографий: красный свет, ванночки, бочоночки с реактивами, снимки, приколотые прищепками на веревки… Колдовство таки… А сейчас «цифра», шлёпнул по кнопке и готово.

— А некоторые не шлёпают, снимают достаточно серьезно и на «цЫфру». Хотя, иногда имеет место имя человека в кадре. Чем знаменитее его обладатель, тем больше восхищения этот кадр будет вызывать. У Анри Картье-Брессона есть фотография запечатлевшая беседующих Марселя Дюшана и Манн Рей. Подобную мизансцену можно наблюдать в любой фотографии, даже снятых камерой мобильного телефона. Так ведь нет же. Это же люди, сделавшие современное искусство XX века. И именно это вызывает всеобщее восхищение: «Как он это снял»… Как, как… нажал на кнопку и всё! Хотя Картье-Брессон гений фотографии и у него есть потрясающие работы. Необходимо размышлять над тем, что видишь. Да, смотреть на снимок знаменитого человека интересно, но уже это «штамп». Пример, Стравинского снимал тот же Брессон и получилось так себе. А вот работа Арнольда Ньюмана вызвала оценку Игоря Федоровича в словах: «Господин Ньюман, вы сделали меня знаменитым!». Можно сделать гениальную фотографию с любым человеком, если в нем есть что-то внутри. Должно что-то ёкнуть непременно. Еще один фактор: если у меня как у фотографа, как автора существует связь с человеком, который «стоит в кадре», для меня это становится очень важным моментом. Личностное. Такими были Уджал Ахвердиев, Юсиф Самедоглы, Эльчин Мамедов, Расим Бабаев и любая фотография, запечатлевшая их, сделанная мной, имеет очень большое значение. Но, опять-таки, для меня. Для кого-то эти снимки могут быть достаточно простыми и малоинтересными.

— А как насчет «уехать куда-то»?..

— Иногда очень хочется. Но «мимо цивилизации». Там, где нет туристов, навязчивого сервиса, заасфальтированных дорог. Йозеф Куделка говорил что везде все стало одинаковым и ему стало скучно, и в Андах и в Китае и в Баку — бейсболка, майка, джинсы, кроссовки! Он перестал снимать людей и обратился к болотам средней Франции. Я как-то побывал в Лагиче и пройдя дальше парадно-витринной туристической «выставки» нашел-таки места, где все сохранилось, как и было много лет: сидящие старики, играющие в нарды, местные ландшафтные особенности, связанные с характерными «ароматами». Естественная и живая картина. Человек теряет идентичность. И это большая проблема, на мой взгляд. Его яркость. И не стоит принимать мои слова за стариковское ворчание, в стиле «раньше было все хорошо». И тогда по-разному складывалось. В наше время есть технические приспособления, дающие практически безграничные возможности. Одним из таких является компьютер, от которого я получаю огромное удовольствие. Можно в один момент найти все что, необходимо не вставая из-за стола. Я же Козерог по знаку Зодиака и люблю порядок.

— А чуть что упираюсь рогами и стоять на своем

— Это не про меня. Сколько раз я извинялся перед людьми, будучи не прав. Это норма жизни. Упираться это полное чуши действие. Не думаю, что Козерог такой дурак. Он просто делает своё дело. Идёт вперед.

— А если вам скажут, что этот путь не совсем правильный?

— Так вот я стараюсь свою так называемую идентичность не терять. Я, например, не люблю слово «гламур», но с уважением отношусь к человеку, который делает свое дело хорошо. Не люблю военных журналистов и не считаю их работу необходимой в таком объеме. Хотя Юджин Смит гений. Но дело не в этом. Я этим не занимаюсь, потому что я не вижу окончательной точки – зачем это делать. Считаю даже проявлением какого-то нездоровья, когда человек постоянно лезет с места повышенной опасности, делает снимки умирающих или уже мертвых и все вокруг восхищаются этим.  Не спорю, такие снимки тоже нужны, но не надо возводить военную фотографию до статуса высокого искусства.

— Но и в средние века художники изображали нечто подобное…

— Мне это не нравится. И это не мешает мне, с большим уважением относится к ним. Они профессионалы с большой буквы. И я всегда привожу в пример фразу, написанную в Коране: «И ни один лист в лесу Я не сделал одинаковым». Если есть «Инь», значит должна быть «Янь». Белое и чёрное. Гениально, когда они есть, случай же когда есть «ничто» я не люблю.

— Абсолют существует?

— Конечно. Для меня существует, поскольку я часть него. Также, как и вы, и люди за окном, и шоколад, лежащий на столе. Всё есть абсолют. Если Господь создал всё…

— А может это такое великое чувство юмора?

— У него нет, на мой взгляд, какого-то определенного «великого чувства юмора». У него всё меряется категорией «великий», раз он так здорово сделал, что атомы соединяются и держаться в виде стали, например. Когда начинаешь об этом задумываться, сходишь с ума.

img_2424 копия_redtalk

— По вашим словам получается, что люди сумасшедшие?

— Не совсем так. Они различные и при этом являются частями целого.  Для меня, все, что есть в этом мире – это Бог. Каждая наша составляющая, каждый кусочек материи есть Он.

— Бывает момент несогласия?

— Нужно рассуждать. Этот процесс приведет к пониманию правильности происходящего. Даже смерть логична. Гибнут дети, казалось бы, страшнее нет ничего. Но никто не знает, что есть хорошо …

— Система естественного отбора? Как бы дико это не звучало?

— Систему нам знать не дано. Мы даже не можем быть твердо уверены, что случится через пять минут. Нет никакого человеческого понимания отбора или системы… Мы придумываем лишь ту системы, которая нам интересна и удобна. Ведь религий на земле тоже несколько. Мне, например, выгодно верить в реинкарнацию, потому что я хочу ещё пожить. А значится, непременно перевоплощусь во что-то другое, пусть даже муравьём. Или же царем, в прошлом или будущем. Кто знает, какие еще есть измерения?.. Как сказал Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Своим ученикам я всегда показывают некую шкалу, где отмечены возможности визуального восприятия человека (оно самое маленькое), волка, дельфина, летучей мыши и т.д. А миф о человеке – царе природы, абсурден. Если мы являемся таковыми, то очень плохие цари, уничтожающие сами себя и окружающее. Ещё сложнее проблема выбора. В природе всё очень просто. Животные безошибочно находят себе партнера. А вот для человека это же становится сумасшедшей проблемой.

— Проблема выбора мешает идти дальше?

— Проблема выбора есть одна – внутренняя. На уровне тонкого восприятия мироокружения. Среди моих учеников много представительниц прекрасного пола. Они выбирают инстинктивно и нажимают на кнопку, следуют не логическим путем, а на уровне подсознания. А инстинкт всегда лучше работает, чем логика.

— Ну, так мы пользуемся другой половиной головного мозга.

— В этом-то весь фокус. И для меня немного странно, что до XX века, по большому счёту, женщина никак не участвовала в искусстве. На мой взгляд, это лишь из-за её несобранности.

— А может из-за мужчин, думавших, что женщинам там не место?

— И сегодня мужчина также думает. И что? В наши дни женщины лучше зарабатывают, самореализовываются, достигают вершин в различных областях.

— Потому что мы более устойчивы в стрессовых ситуациях.

— Не только из-за этого. Существует много плюсов и минусов. Женщине просто сложнее «собраться». Пример не далеко, во время разговора меня снимает Мелек и на вопрос какая выставлена выдержка, я получу в ответ лишь улыбку. И это естественно. Мужчина просчитывает множественные факторы. Понимание у нас разное: женщина обращает внимание на позыв «хочу снимать», срабатывает инстинкт, а мужчина к данному вопросу подходит логическим путем, стараясь максимально вычислить возможные варианты моего поведения. Он строит кадр.

img_2506_redtalk

— Вот поэтому мужчина решает один вопрос, а женщина несколько задач…

— … и не всегда правильно, замечу. Но речь не об этом. На самом деле гениально, когда есть «Инь» и «Янь», соединяются женское и мужское начала.

— Гениально поделён мир на две половины, где непременно должен быть баланс?

— Совершенно верно – гениально. В одном из фильмов героиня Джулии Робертс на вопрос: «А равновесие?», получает замечательный ответ Учителя: «Для того чтобы сохранить равновесие, его нужно иногда нарушать». Но возвращаться к нему необходимо. На сегодняшний день баланс нарушается, что особенно заметно в мире искусства, меняются полярности начал.

— Так что такое Человек?

— Не могу ответить точно. Я вообще на многие вопросы не знаю ответов. Ведь говоришь сразу же о себе. Ведь судить о человеке начинать надо, прежде всего с себя. Человек вместилище мыслей, желаний, внутренних органов, гениально созданных… Примерно так. Но, ни в коем случае, не думаю, что Бог создал по образу и подобию…

— По образу и подобию, не факт, что именно так как…

— …в общей системе мы на своем месте. Сейчас в обществе и разрушители, и созидатели, и потребители. Идут некоторые «перекосы».

— Баланс?

— К сожалению, весьма серьезно нарушается. К сожалению…

— Может быть, поэтому сплошь и рядом случаются катаклизмы и катастрофы?

— Не думаю. Уверен, что и сто лет назад было не меньше цунами и землетрясений. Просто о них мало кто знал, или становилось известно о тех или иных случаях стихийных бедствий спустя много времени. А может, и вовсе оставались в неведении те же жители Европы о произошедшем в Японии, например. Сегодня же, тот же самый интернет выдает огромное количество информации, сведений, сводок и т.д. Мы в курсе происходящего в течение времени пока новость набирается на клавиатуре. Большая компания того же самого Мэрдока, зарабатывающая деньги на информации. Ведь мы знаем многое из того, что в принципе нам знать совершенно не обязательно.

— А талант есть в каждом?

— Вполне возможно. Главное, что? Не лениться. Хочется писать стихи, надо писать. Рисовать картины, так кисть в руки и вперед. Нельзя прикрываться различными аргументами типа: «Вот пусть случится то-то, и я начну». Ерунда все это. Самообман. Нельзя откладывать жизнь. Ведь никто не знает своих возможностей полностью. И лишь попытки реализовывать собственные творческие порывы дадут ответы. Существует масса примеров, когда люди в почтенном возрасте становились весьма востребованными. Так зачем лишать себя шанса?

без имени-1_redtalk

Фотопортреты: Мелек Салимова

Журнал FUROR № 10

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s