Волшебный мир Галины Дмитрук

г4

Май – кульминация весны, когда в воздухе окончательно «поселяется» ощущение нежности, а душа замирает в предвкушении необычных встреч… а лучше, чтобы они были сказочными, с лёгким ароматом чего-то знакомого из далёкого прошлого, когда деревья были большими, а звёзды в вечернем небе делали мир таинственнее. Ведь прав был М.Ю. Лермонтов, когда утверждал: «Чему бы жизнь нас не учила, а сердце верит в чудеса!».

Галина Дмитрук из числа тех, кто не просто верит в чудеса, она создаёт целый мир, наполненный удивительными жителями – куклами. Творчество мастера авторской интерьерной куклы из Беларуси не оставляет равнодушным никого, кто хоть раз соприкоснулся с её работами. Куклы Галины Дмитрук – живые, трогающие душу изломами рук, проникновенным взглядом внимательных глаз. Её работы охотно приобретают коллекционеры из Германии, Бельгии, Швейцарии, США, Азербайджане. Она частый гость различных выставок, включая и Международные биеннале в Баку.

С 13 по 17 мая этого года в Актовом зале Музейного центра Министерства культуры и туризма прошла персональная выставка «Сказки на ночь»мастера интерьерной авторской куклы из Беларуси  Галины Дмитрук.

 

 — Вы часто повторяете, что Ваши куклы – картины. И они представляют двойственность понятий «свобода», «мода», «красота». При этом, на мой взгляд в Ваших работах явственно читается провокативность подачи. Вам нравится эпатировать?

— Любое произведение художника – это «месседж» зрителю. Конечно, вкладывая определенную мысль в свои куклы, я стремилась всегда быть услышанной и правильно понятой. Может, в силу возраста и юношеского максимализма (а начинала я делать кукол еще в старшей школе) в начале своего творческого пути я чаще «кричала» своими работами, нежели говорила что-то… Меня волновали больные темы, и каждый сантиметр куклы был наполнен драматизмом. Визуально куклы часто вызывали шок. Сегодня всё немного иначе. Мне кажется, что сейчас чем тише я говорю, тем внимательнее слушает меня зритель. Мои куклы стали мягче и приятнее, спокойнее… Это никак не повлияло на силу вкладываемых в них эмоций. Я все так же пою за работой, плачу и смеюсь, живу, люблю, чувствую. Это уже вторая моя такая женственная и нежная коллекция. Думаю, в будущем тенденция сохранится.

— Может пора уже создавать Dolls Fashion Week, раз уж Fashion-куклы так востребованы в мире среди ценителей этого вида искусства? Я уже не говорю об ювелирных украшениях…

— У кукольного искусства большое будущее. Я в это верю и потому без остатка отдаюсь этому творчеству. Наверняка, в мире есть уже что-то подобное. По крайней мере, выставки именно авторских кукол в совершенно разных направлениях успешно проходят по всему миру и собирают десятки тысяч зрителей. Если затронуть все направления искусства и декоративно-прикладных видов творчества, которые синтезируются в авторской кукле, то в этом случае, о ней можно говорить вечно. Это мода, историческая реконструкция, ювелирное дело, скульптура, роспись, конструирование, механика, парикмахерское дело, стилистика, визаж, портновское и обувное дело… Кукла – это модель человека.  И к ней всегда будет интерес.

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Каждая Ваша работа имеет собственную историю. При этом, куклы оставляют за собой право на недосказанность. Может, таким образом, Вы пытаетесь «заставить» зрителя втянуться в общение с ними? И, кстати, как рождаются кукольные истории?

— Кукольные истории просто живут во мне. Я очень тонко чувствую и переживаю. Всё, что происходит в моей жизни, так или иначе потом отражается именно в куклах. Недосказанность – хороший приём. Не насладившись чем-то полностью, не поняв что-то до конца, зритель всегда хочет вернуться снова и снова и попробовать всё-таки раскрыть сакральный смысл произведения. Недосказанность в моих нынешних куклах – это замершая эмоция, чаще задумчивость, кроткий взгляд… Всё это приемы, которыми я настраиваю зрителя на особое отношение к моей работе. Потому что за любой моей куклой, пускай и классифицируется она как скульптура из современных материалов, скрываются мои вполне живые эмоции, реальные и выдуманные прототипы, прожитые и пройденные мной лично жизненные дороги. И знаете… всё, что я чувствую, просто физически невозможно уместить в одну куклу. Потому недосказанность – это натурально.

— Все авторы подчёркивают, что у каждой куклы свой характер и к каждой необходим индивидуальный подход. Случалось, ли Вам встречать сопротивление со стороны созданных Вами же кукол? Как договариваетесь о «взаимопонимании»?

— Такое случается очень часто. Раньше я была очень неспокойна по этому поводу и стремилась во что бы то ни стало переделать куклу, если мне в ней что-то не нравилось. Понимаете, для меня это не просто интерьерная вещь, которую поставил на полку и забыл. Кукла живёт с мной в одном пространстве, «смотрит», как я прохожу мимо по своим домашним делам, наблюдает… Если она получается чужеродной моему настроению, то уживаться с ней сложно. По крайней мере, так было раньше. Сейчас, когда из моей мастерской вышло уже более 150-ти работ, я научилась быть лояльной и терпимой даже к самой капризной и своенравной кукле. Я просто «отпускаю» её и даю право на собственную жизнь.

— Интерьерные куклы требуют вдумчивого подхода. Порой, люди просто не могут определиться с выбором «жителя». На что следует ориентироваться для того, чтобы не растеряться перед Вашими «дамами»?

— Когда коллекционер находит по-настоящему свою куклу, это сразу понятно. Рационально объяснить и просчитать эту симпатию невозможно. Это как встретить свою вторую половинку. Ты смотришь на человека и понимаешь, что это любовь. И уже не задаешься вопросом, почему и зачем, надолго ли… Просто закрыв глаза, окунаешься с головой в это яркое чувство. Так и с куклами. Очень редко мои работы покупают исключительно в интерьер, подбирая куклу по цвету и фасону платья. Обычно я вижу счастливые и удивленные глаза коллекционера оттого, что он нашел куклу, такую похожую на себя или кого-то из своих близких. Обычно я слышу: «Она моя!». И понимаю, что в такой момент я уже перестаю быть хозяйкой своей собственной куклы.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Как-то несколько лет назад, Вы подчеркнули, что ещё в детстве чувствовали «родство с тёмненькими персонажами». Сегодняшняя Галина Дмитрук, имеющая за спиной определённый «багаж опыта», сменила «окраску»?..

— Я чуть поменяла стиль своих работ, это правда. Но меня всё так же занимают и влекут неизведанные и необъяснимые стороны человеческой жизни. Судьба, мистика, энергетика. Не знаю, как объяснить это, но когда я расстроена или по-настоящему злюсь, рядом моргают лампочки… В моей жизни почти всегда сбывается то, чего я очень прошу, и я вообще не боюсь колдунов и гадалок, например… Я уверена, что я сильнее. Может быть, эти обстоятельства с самого детства и повлияли на то, что, выбирая образы для своих первых кукол, я чаще обращалась к легендам, сказкам, фольклору… В начале моего творческого пути куклы были чаще ведьмочками, болотными и цветочными феями…  Но всех моих кукол объединяет то, что я всегда стремлюсь вложить в свои работы именно Добро. Очень верю, что сделанная моими руками вещь защищает и оберегает своих нынешних владельцев. Куклы из последней коллекции «Сказки на ночь», например, тоже таят в себе много мистических сказочных символов, но на этот раз они связаны с женскими тайнами и любовными перипетиями. Так что Галина Дмитрук всё та же. Просто куклы чуть приоделись по современной моде.

— История кукол насчитывает не один десяток тысячелетий. Создавая свои куклы, думаете ли Вы о временном отрезке востребованности своих работ?

— Да, я всегда думаю об этом. Особенно, выбирая материалы для изготовления своих работ. Предпочтение всегда отдается более прочным и долговечным, расчитанным на 50 и более лет. Глина, из которой я леплю, по утверждению производителей, со временем только прочнеет. Так что если не побить куклу и бережно относится к ней, то она будет служить очень долго, несколько поколений.  Что касается концептуальной и стилистической наполненности, то это всё дело вкуса. Наверняка, какой-нибудь далекий правнук моего сегодняшнего коллекционера будет иметь свое собственное отношение к кукле и сам решит, подходит она ему или нет. Даже несмотря на то, что кукла до этого передавалась, например, несколько раз по наследству…

— Ваши куклы являются «рекламным лицом» компании «The Clay and Paint Factory» (Бельгия) и популярного бренда скульптурного материала «Darwi». Может Вы решили вернуть (со временем) куклам ту роль, которую они играли в XVII-XVIII веках, представляя модные новинки для дам?

— Компания, о которой вы говорите, производит очень много известных товаров для художников и успешно продает их по всему миру. С владельцем компании на сегодняшний день нас связывает не только бизнес, но и тёплые дружеские отношения.  Почти все мои куклы изготовлены именно из пластика «Darwi roc». На протяжении восьми последних лет я не меняла материал для изготовления своих кукол, а компания любезно соглашалась корректировать химическую формулу и состав по моему совету. И фото моей куклы на упаковке этой скульптурной массы носит совсем не рекламный характер. С моей стороны – это огромная благодарность компании и лично её владельцу за эту пластическую массу и знак моего высочайшего признания.

— Что такое для художника – участие в выставках? Есть ли в этом элемент некоего удовлетворения собственных амбиций? Является ли признание – обязательным элементом признания создания авторских куклах или же можно «работать в стол»?

— Лично для меня одинаково комфортно и выставлять свои работы на суд широкой публики, и «работать в стол». Я целиком удовлетворяю свои амбиции, если объективно вижу, что работа удачная и с профессиональной точки зрения не вызывает у меня сомнений. Такое не всегда бывает, конечно, потому как я очень строгий судья даже в отношении самой себя. Естественно, признание и коммерческий успех очень важны для любого художника. И как дополнительный стимул, и как возможность заработка. Но когда я работаю над очередной коллекцией или готовлюсь к выставке, думаю совершенно не об этом. Я думаю о жизни, углубляюсь в образ и концепт, выбираю подходящие цвета и фактуры… Иногда я рассуждаю о своей роли как художника в этом мире…. Первоочередным для меня является именно создание. Выставки всё же второстепенны… Но они тоже доставляют мне немало удовольствия. Больше не удовлетворением амбиций, нет. А общением с интересными людьми и ощущением, что мой «месседж» услышан.

— Многие легенды повествуют, что первую куклу создали боги. Можно ли приравнять кукольного мастера к Творцу? Ведь Вы также пытаетесь вложить частичку собственной души в свои произведения?

— Конечно. Я всегда вкладываю душу. Вкладываю всю себя, все свои настоящие мысли и чувства. Я просто не умею по-другому. Художник должен быть искренним. Я не смогла бы подстраивать свои работы под конъюнктуру кукольного рынка… Это не про меня. Я часто создаю своих кукол наперекор моде и кукольному формату. Я просто делаю то, что хочу. Какой бы физически тяжелой не была работа над очередной коллекцией, психологически мне всегда очень комфортно. Более того, создавать кукол для меня – настоящее наслаждение. Я не представляю, что могла бы заниматься чем-то другим. Я просто вкладываю в очередную куклу всю себя, а потом отпускаю её жить своей собственной жизнью.

— 13 по мая этого года, Вы представили в Баку совершенно новые произведения кукольного искусства. Каково это – готовить работы специально для определённого региона? И чем отличаются куклы для Баку от кукол, которые Вы готовите для родного города?

— Баку – совершенно особенный для меня город. Это невозможно передать словами. Я не могу это объяснить…  Я просто чувствую, что в этом городе царит какая-то особенная атмосфера, очень созвучная моему внутреннему состоянию. Наверняка, в прошлой жизни я родилась именно в Баку. Причем, сколько бы раз и в какое время года я не прилетала бы в этот город, мне здесь каждый раз очень хорошо. Люди, события, счастливые случайности, судьбоносные знакомства… Столько настоящих друзей у меня нет ни в одном городе Мира. Я давно хотела сделать особенную экспозицию и привезти её в Баку. И так сложилось, что за последние 10 месяцев моя жизнь кардинально поменялась. И вся подготовка к выставке проходила с одной главной мыслью, что кроме настоящей Любви в нашей жизни ничто, в общем-то, так не важно… Я никогда не готовила кукол для какого-то особенного города или региона. Но все дело в том, что Баку хранится в моём сердце. И коллекцию кукол о Любви я просто не могла представить где-то в другом месте.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Что стало основой и главной линией коллекции?

— Изначально толчком для вдохновения была история о персидском царе Шахрияре и его жене по имени Шахерезада из сборника сказок «1000 и одна ночь». Признаться, честно, я редко обращаюсь в своём творчестве к реальному прошлому. Скорее именно к фантастическому и выдуманному миру. Историческое прошлое интересно, таинственно, мне нравятся различного рода стилизации под «антик» и вдохновляют биографии выдающихся людей. Но по-настоящему сильное желание творить появляется именно тогда, когда я нахожу связь между сказочными и фантастическими персонажами сказок и легенд и конкретными, реально существующими в современном мире образами, проблемами и понятиями. Ведь если быть откровенной, то я живу целиком в сегодняшнем дне и по большому счету меня волнует именно настоящее и недалёкое будущее.  Потому, думая о сказках из «1000 и одной ночи», я неизменно искала аллегории и параллели с современным миром, с ролью современной женщины сегодня. Я думала о взаимоотношениях в паре, о любви, о страсти, о том, как женщине сегодня непросто оставаться всегда интересной, таинственной и притягательной. И о том, как сегодня, рассказывая очередную «Сказку на ночь», нужно суметь продлить интригу до следующего вечера. Чтобы следующая сказка была такой же желанной, и твой любимый снова захотел дослушать ее до конца…

— Чему кукла может научить взрослого человека? Что она даёт ему (как самому автору, так и зрителю), и почему, ни смотря на столь кропотливый труд, Вы уже столько лет согласны сочетать множество профессий в одном лице?

— Я изначально, начиная заниматься куклами, не воспринимала никогда авторскую куклу как предмет для детских игр. Я смотрела на неё исключительно как на предмет искусства. А чему искусство может научить человека?.. Взрослого, пожилого или юного… Искусство побуждает чувствовать острее, полнее воспринимать жизнь, искусство как будто «разукрашивает» тебя изнутри яркими красками. Если представить теоретически, что все люди были бы художниками от Бога… Не конъюнктурщиками, а именно Художниками! То в мире никогда не было бы войн, злобы, хитрости. Была бы только Любовь и Доброта! Конечно…. Все жили бы бедно, наверняка, но зато уж точно счастливо:)))))))) Куклы для меня, как скульптуры, картины, литературные произведения… Как любое искусство, они побуждают быть лучше.

 

Реклама

One comment

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s