ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ

нар8

1 июня 1929 года в Калькутте родилась девочка, получившая два имени. Ее мать-мусульманка назвала ее Фатима Абдул Рашид, тогда как отец, хинду, дал ей имя Тежешвари Уттмчанд Моханчанд.

Мир же знал ее как Наргис.

нар4

Она была дочерью Уттамчанда Моханчанда, который принадлежал к богатому семейству из города Равалпинди (Пакистан), и знаменитой и талантливой Джадданбай, певицы тумри, родом из Чилбиллы, маленькой деревушки в штате Уттар-Прадеш.

Мохан Бабу, как его называли, учился на доктора и собирался уехать в Лондон. Но однажды он услышал, как поёт Джадданбай и влюбился без памяти. Чтобы женится на ней, он стал мусульманином и принял имя Абдул Рашид. Но всю жизнь его звали Мохан Бабу. За свою любовь он заплатил высокую цену. Яростная реакция и протест семьи против его избранницы привели к тому, что от него отказались и лишили всякого наследства.

Жизнь родителей Фатимы была яркой и насыщенной. В 1937 году семья обосновалась в Бомбее на побережье Аравийского моря. Здесь Джадданбай основала киностудию и вскоре стала первой женщиной в Индии, которая работала в качестве продюсера, сценариста, композитора, актрисы и певицы, став заметной фигурой в Болливуде 30-40-х годов.

Невзирая на богатство и славу Джадданбай, Фатима была воспитана в мусульманской вере, взрослея вместе с двумя братьями, Ахтаром и Анваром Хусейн. Все называли девочку Беби. Живя в роскоши, была вынуждена начать работать, лишь только ей исполнилось пять лет. В 1935 году её мать поставила картину «В поисках истины», где и дебютировала маленькая Фатима. С этого времени, получив экранное имя Беби Рани (Маленькая Королева), и на протяжении последующей четверти века, она продолжала работать. Параллельно она училась в школе Королевы Марии, расположенной в Наначоук, южной части Бомбея. Там ее любя называли Фэти (Толстушка). Любимица всех учителей и учеников, особенно хороших результатов она добилась в театральном кружке и спорте. Как и её отец, одно время она мечтала стать доктором, и как отец, отличалась жаждой знаний. Книги она буквально проглатывала, зачитываясь ими, и, именно из книг она узнала столько об окружающем мире.

Артистическая, интеллигентная семья, как бы предрешала её путь в искусство. Наргис рассказывала, что сама она думала об университете, собиралась после окончания школы учиться на врача, но что ею, мол, распорядилась Судьба…

нар 15

Ей было четырнадцать. Легендарный режиссер Мехбуб Кхан утвердил её на роль главной героини в фильме «Судьба». Однако Беби категорично отказалась оставлять учебу. Но Мехбуб Кхан решил пойти на хитрость – он позвал девочку на съёмочную площадку, якобы просто посмотреть. Когда же Фатима появилась среди съёмочной группы, жена режиссёра, актриса Сардар Ахтар, переодела девочку в сари, и не успела та оглянуться, как ей в руки сунули текст с диалогом, а великий оператор Фардун Ирани, который по совпадению снимал Беби в её первом фильме, включил камеру и сделал дубль. Это было решающим фактом в дальнейшем. В 1972 году, в интервью с Моханом Бава («Актеры и Актерство»), Наргис припомнила этот инцидент, добавив, что тогда она впервые одела сари и без конца спотыкалась. Шаг за шагом, Мехбуб Кхан убедил её сделать выбор в пользу кино. Он верил, что буква «Н» приносит ему удачу, и изменил имя Фатимы на «Наргис». Этот шаг оказался судьбоносным как для него, так и для Маленькой Королевы тоже.

нар 14

Фильм «Судьба» Мехбуба побил все рекорды доходности и считается одной из самых знаменитых картин военного периода. Имя Наргис засверкало на афишах по всей стране.. предложения сниматься поступали одно за другим, и вскоре Фатима стала главным кормильцем в семье. Из малышки Рани она превратилась в звезду – Наргис, по которой сохли фанаты, но навсегда лишилась детства. Однако, у неё, как и у отца, было чрезвычайно развито чувство долга, ей было в радость помогать другим. Так что, Наргис никогда не возражала против своей роли главного добытчика в доме, будучи в возрасте, когда большинство ее друзей еще наслаждались беспечными радостями детства. Возможно именно это и вылилось в то, что как с юности и до достаточно зрелых лет она коллекционировала кукол со всего мира, пока у неё самой не появились дети…

В 1944 году Наргис снимается в фильме «Ромео и Джульетта» и входит в число наиболее популярных киноактрис.

Потом будут семь лет работы с Раджем Капуром. Участие в его фильмах «Бродяга» и «Господин 420» приносит Наргис международную известность. Сама Наргис эти картины не включала в число своих творческих достижений. «Фильмы эти, — говорила она,- были, несомненно, хорошими. Но мои роли в них, хотя и милые, с актёрской точки зрения не были достаточно сложными».

Когда Радж Капур впервые подписал контракт с Наргис на съёмки в его фильме, она уже была на вершине славы. Тогда как Радж Капур был всё ещё в первую очередь сыном Притвираджа и простым актёром из театра Prithvi Theatres, а также ассистентом Кидара Шармы.

Уравновешенность, достоинство и мудрость — вот отличительные черты «Женщины в белом», прозвище, приклеившееся к ней после того, как она начала сниматься с Раджем Капуром. Много говорили, писали и предполагали относительно дружбы между Наргис, и Раджем Капуром. Наверное, это была не просто дружба, но здоровая и гармоничная команда; связь, которая дала миру несколько шедевров большого экрана. Поначалу, когда она приходила на съёмки, её сопровождали мать или старший брат Акхтар Хюссейн. Все это быстро изменилось, когда в её жизнь вошел Радж Капур. Отныне у Наргис всегда было только три проверенных и доверенных провожатых: Кассам — её водитель, Амина — его жена, толстая парикмахерша по имени Мэри.

У неё было живое чувство юмора и, что самое важное, она никогда не грузилась своим статусом и не была им охвачена. Она была тёплой и нежной, прекрасно находила общий язык практически со всеми, кого встречала на своем пути. Но у неё был живой характер, и когда она теряла терпение, могла весьма метко ответить.

В одном из ранних интервью Раджа Капура 21 марта 1952 года написано: «Ему нравится сниматься в паре с Наргис, потому что, как он говорит, «Она понимает меня, а я её. Знаете, я не могу объяснить свои чувства по отношению к ней. Нет, не любовь, хотя она мне очень нравится».

Наргис и Радж Капур

Наргис высказалась на ту же тему 9 января 1953 года: «Надеюсь, люди поймут мои взаимоотношения с Раджем… взаимоотношения двух ближайших друзей».
По словам Капура: «Фильмы для меня значили полную, преданную привязанность, принадлежность им. И потому всё, что крутится вокруг них, стало частью меня. Должен сказать, Наргис внесла огромный вклад в кинокомпанию Р.K. Филмс. Наргис была моим вдохновением. Да, моя жена — моя сила, а все мои партнерши — моё вдохновение. Моя жена едва ли могла стать моей актрисой, а моя актриса не может быть моей женой. У нас были прекрасные взаимоотношения с Наргис и вне работы. Было какое-то особое удовольствие смотреть на неё, на её походку, слушать её речи. Её нельзя ставить на любую роль, хотя она и прекрасно подстраивается под все. Актрис такого калибра, таких людей в кино больше не осталось. Наргис как человек была, на мой взгляд, очень благородной дамой, которая могла чувствовать боль, горе, тревогу любого человека, который приходил поговорить с ней. Она могла быть источником… для всех. Она могла разбудить в человеке определенную силу духа, помогавшую работать и отваживаться на что-то. Женщины всегда много значили в моей жизни, но Наргиз значит больше, чем кто-либо другой. Я всегда говорил ей: «Кришна — моя жена, она мать моих детей, а ты должна быть матерью моих фильмов».

Собственно, именно ею она и была. За бурные пятнадцать лет сотрудничества Радж Капур и Наргис стали всемирно признанными персонами, и вряд ли будет преувеличением сказать, что любой человек на Земле знает Индию как родину Раджа Капура и Наргис.

наргис, рашид бейбутов, радж капур

Но как ни странно, её реноме великой актрисы утверждали отнюдь не капуровские ленты, столь популярные. Одновременно она снималась у режиссеров Х. А. Аббаса, К. Шармы, наконец, у классика индийского кино Мехбуба Хана, у неё были роли и в историческом «Хумаюне», и в мифологическом «Обете Бхишмы», и в упомянутом романтическом варианте «Ромео и Джульетты», и в ряде современных драм. Именно эти разнообразные роли позволили раскрыть Наргис её сильный актерский дар.

нар 12

Впрочем, это не столь уж и странно: Радж Капур сделал из Наргис «звезду» с постоянным и удивительно привлекательным имиджем — молодой, чистой и внутренне благородной женщины, всегда готовой поделиться добротой своей души, придти на помощь каждому обиженному и страждущему. Именно такой он её показывал из фильма в фильм. У других режиссеров Наргис играла и комедийные, и драматические, и трагедийные роли; у Аббаса, например, в «Невероятном случае» она сыграла сразу две роли — доброй, чистой девушки и порочной, злобной женщины. В этих, подчас очень сложных ролях, Наргис раскрылась как великолепная актриса, способная к перевоплощениям, естественная во всем, в каждом жесте, убедительная в любых образах, любых ролях, даже эпизодических.

нар 11

Индира Ганди писала после смерти Наргис: «Для миллионов кинозрителей Наргис останется символом огромного таланта и самоотверженности». Её актерское амплуа было ёмким и разнообразным, она в совершенстве владела высшим искусством — искусством говорить глазами, без слов. В глазах Наргис, действительно, как в зеркале души, отражались внутренние переживания её героинь, и эти глаза были выразительнее любых самых изысканных монологов.

Её последней и самой знаменитой картиной стала «Мать-Индия» Мехбуба. В ней Наргис в роли Радхи показала типичную судьбу индийской женщины — с ранней юности до глубокой старости — судьбу сложную, противоречивую, внутренне тесно связанную с жизнью страны. Жизнь главной героини — это ни на миг не прекращающаяся борьба за выживание, за достойное существование двух ее сыновей, но в этой вечной и отнюдь не победной борьбе Радха не утрачивает ни души, ни доброты, ни понимания необходимости мерить жизнь не по житейским благам, а по высшим духовным ценностям.

За эту роль Наргис получила приз на международном кинофестивале в Карловых Варах. В Америке же, где «Мать Индия» тоже показывалась, хотя и скромно, её выдвигали на «Оскара».

В том же 1956 году, когда снималась «Мать Индия», Наргис снималась в совместном проекте Индии и СССР — фильме «Хождение за три моря» В. Пронина и Х. А. Аббаса. Роль Чампы — крестьянской девушки, полюбившейся тверскому купцу Афанасию Никитину, которому понятна и даже родственна её добрая открытая душа,- тоже была сыграна Наргис с блеском. И вот в этот момент наивысших актерских достижений Наргис — как отрубает всё, что связано с актёрством.

хождение за три моря

К тому моменту, когда она встретила своего будущего мужа, Наргис уже сыграла главные роли в 46 фильмах. Они познакомились на съемках «Матери Индии». Роль неуемного сына Радхи (Наргис) Бирджу играл Сунил Датт. Надо заметить, играл средне, но привлекал внимание внешними данными — рослый, симпатичный, добродушный — до простоватости, пожалуй. Досталась она ему совершенно случайно, изначально его героем должен был быть старший сын главной героини Раму. Но по стечению обстоятельств, в последний момент его заменили Раджендром Кумаром и роль Бирджу, сама приплыла в руки Датту. Поскольку их статус в мире кино был несовместим – она была звездой, а он – новичком – понятно, что особой дружбы между ними не возникло, хотя Наргис всегда легко общалась со всей съемочной группой. Она никогда не строила из себя звезду, никогда не была заносчива. Сунил Датт всегда отмечал: «В её присутствии невозможно было сказать какую-то фривольность, и когда она появлялась на съёмочной площадке, все умолкали. В ней было что-то особенное, и, тем не менее, в общении с нами она всегда была необыкновенна проста и скромна».

Их свел случай. На съемках случилась беда: вспыхнули декорации, огонь охватил и сари Наргис. Датт руками погасил пламя и вынес Наргис… По признанию самого Сунила, только ради одной женщины, он мог бы так рискнуть жизнью. Оказывается, как и многие, он был тайно и давно влюблен в актрису. Датт в одном из интервью вспоминал, что когда будучи учащимся колледжа, прежде чем отправиться на учебу, он и его друзья усаживались на парапете Марин Драйв, напротив здания Шато Марин, где жила Наргис, и выжидали, когда же проедет мимо её белый Рейли. Разумеется, она ни разу на них даже не взглянула, но они ждали, чтоб хоть краешком глаза взглянуть на неё. Романтичная история, счастливо кончившаяся для всех. Потому что вряд ли без помощи жены Датт стал бы тем, кем стал, известным актером, режиссер и общественным деятелем.

нар5

В 1956 году она выходит замуж за Сунила Датта и заявляет журналистам, что теперь её дело — семья, воспитание детей, в общем — частная жизнь.

Но не совсем всё так. Она владеет и руководит лучшей в Бомбее студией звукозаписи. Её авторитет в мире кино чрезвычайно велик — она имеет почетнейшее звание Падмашри, которое дается за особые заслуги в области науки и культуры. Не удивительно поэтому, что её избирают президентом ассоциации продюсеров (нужно знать склочный мир продюсеров и режиссёров, людей с преувеличенными представлениями о своих способностях, в Индии к тому же по большей части миллионеров, что дает им дополнительные возможности для влияния на общество, чтобы понять невероятность этого выбора). Наконец, Индира Ганди назначает Наргис Датт членом Совета штатов парламента Индии. Её сердце всегда было открыто для тех, кто нуждался в помощи.наргис и мать тереза

У неё был божий дар — способность чувствовать чужую боль как свою. Наргис была не только великая актриса, невероятно красивая женщина, она была, прежде всего, человеком редкой души, с удивительно гармоничным внутренним миром. В мире кино, где женщину часто считали лишь игрушкой, она блистала благородством и чистотой. Она была личностью в самом высоком смысле этого слова.

Незадолго до смерти Наргис спросили: не жалеет ли она, что ушла из кино. Она ответила: «Я не жалею. Я решила, что с меня достаточно. Должна сказать, что не скучала по кино, потому что была занята семьей, воспитанием детей, а это тоже своего рода творчество. Более того, я не только не скучала, но и радовалась, что ушла оттуда, — я бы никогда не смогла пойти на те компромиссы, которые сейчас требуются от актеров».

нар3

Скончалась Наргис в 1981 году от рака. Премьер министр Индии — Индира Ганди на похоронах актрисы сказала: «Смерть Наргис большая трагедия и большая утрата для всей Индии».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s