ДЖЕЙМС ДИН: «Мечтай так, словно будешь жить вечно; живи так, словно умрешь сегодня».

Середина XX-го века была богата на красивые и трагические судьбы. Кажется, что Голливуд был генератором историй о несбыточной любви, сдобренных хорошей толикой мистики. Символом эпохи, апогеем всего того, что творилось на «фабрике грез» в те годы, стала короткая, яркая и трагическая история одного из самых загадочных актеров двадцатого века, Джеймса Дина, успевшего сняться в главных ролях всего трех фильмов, но он до сих пор является святыней для многих тысяч поклонников.

Дин родился 8 февраля 1931 года в два часа ночи в провинциальном городке Фэйрмаунте, штат Индиана. Его мать Милдред обожала поэзию, поэтому и дала ему второе имя в честь великого английского романтика. Как и все дети эпохи Великой Депрессии, для отца он стал «еще одним ртом», обузой, нелюбимым сыном от нелюбимой женщины. Горькое чувство непонимания сохранилось между ними на всю жизнь – и сыграло немаловажную роль в дальнейшей биографии Джеймса. Милдред, напротив, очень привязалась к мальчику. Она и занялась его художественным воспитанием. В два года Джимми мог произносить уже целые предложения, а в три — рисовал картинки. Он был «забавен и высокомерен» — так обычно будут характеризовать его и позже. Мать поощряла интерес сына к искусствам: в самом юном возрасте он брал уроки игры на скрипке и ходил в танцкласс Мэрион-колледжа. «Гениального ребенка» также определили в театральную школу, владелицей которой была Зина Глэд, в прошлом — водевильная актриса. Джимми Впервые Джеймс выступил перед зрителями 1 июня 1936 года, на празднике театральной школы.

James Dean (1955 Rebel Without a Cause)_02

Однако учился Джим у госпожи Глэд недолго: его отец, имевший специальность зубного техника, подыскал себе удачное место в пригороде Лос-Анджелеса — Санта-Монике, и летом 1936 года вся семья, попрощавшись с друзьями и родственниками, переехала в новый, более престижный и цивилизованный город. Когда ему было 9 лет, произошло несчастье. Его мать умерла от рака. Отец отвез Дина обратно в Фэрмонт, где он и воспитывался на ферме своими тетей и дядей. Дядя Маркус и тетя Ортенс встретили мальчика так радушно, что вскоре Дин начал звать их «папой» и «мамой». В это время Джимми открывает для себя радио, переживавшее тогда эпоху своего расцвета, и беспрерывно слушает драматические программы. Его страсть к театру теперь стала поощрять Эделин Брукшир, учительница английского и французского языков из местного колледжа, давшая ему уроки актерского мастерства. Маленький актер был очень эффектен в рождественском спектакле, где он играл прозревающего слепого.

Когда Дину исполнилось пятнадцать, Маркус Уинслоу сделал ему подарок, который во многом поменял жизнь мальчика. Этим подарком стал чешский мотоцикл в полторы лошадиные силы. И с этого момента Джеймс заболел той роковой жаждой скорости, которая всегда будет определять его поступки. Он спешил жить. Спешил «поймать за хвост» свою удачу, не особенно разбираясь в средствах и методах достижения цели.

James-Dean

Тем временем, успехи Дина в актерском мастерстве становились все более значительными. Он участвует в соревновании чтецов, организованном Национальной Судебной Лигой штата Индиана, и одерживает победу. Вдохновленный успехом, Джимми едет вместе с Эделин Брукшир на следующий тур соревнований в штат Колорадо, где должны выступить участники со всей страны, но оказывается там лишь шестым. В очередной раз Дин убеждается, что за место под солнцем надо бороться, а талант вовсе не всегда вызывает однозначное восхищение.

Человеком, оказавшим на него колоссальное влияние, был тридцатилетний священник веслеянской (квакерской) церкви Джеймс Де Веерд, чья жизнь сильно отличалась от той, что вели большинство граждан Фэйрмаунта. Он был блестяще образован, элегантен и часто во время проповеди любил порассуждать о красоте поэзии. Настоящий кураж пробудил в нем приходской священник преподобный Джеймс Де Уирд. Этот израненный в боях и награжденный орденами ветеран второй мировой, участник Итальянской кампании, был одним из немногих окрестных жителей, кто повидал мир за пределами округа. «Пурпурное солнце» и «Серебряная звезда» вызывали восторг ребятишек, и отец Джеймс дружил с ними и брал с собой в Индианополис на мотоциклетные гонки, а также показывал любительские фильмы о бое быков в Мексике. Он не только привил Джимми Дину любовь к тому и другому, он помог ему примириться с уходом матери.

«Прежде всего, нужно быть честным с самим собой».

В 1949 году Джеймс заканчивает школу и уезжает в Санта-Монику. Его отец Уинтон хотел, чтобы юноша стал адвокатом, но этим планам не суждено было сбыться. Несмотря на то, что Дин отлично успевал по всем предметам, куда больше чем юриспруденция его интересовали актерское мастерство и история театра. Вскоре после этого Джеймс переводится в университет UCLA, расположенный в Лос-Анджелесе. Уинтон не одобрил выбор сына и лишил его финансовой помощи, так что Джеймсу пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь, например, работой киномеханика.

Annex - Dean, James_01

И хотя роль Малкольма в «Макбете», сыгранная им на сцене университетского театра, вовсе не стала поворотным этапом в его карьере, но имела и свой положительный результат: Джимми нашел себе агента в лице Изабель Дреземер, имевшей собственную фирму. Это значило крайне много: масса актеров опытнее и старше него агентов не имела. Благодаря Изабель, Джимми начинает довольно активно сниматься в рекламе.

Вскоре Изабель устраивает ему роль Иоанна Крестителя в религиозном телефильме «Горе N1», который был показан на пасху 1951 года. Уже тогда заметили, что Джимми был не просто фотогеничен, а выглядел на экране даже лучше, чем в жизни. Он обладал тем самым свойством, которое Мэрилин Монро называла способностью «заниматься любовью с камерой». Неудивительно, что у Дина появляется первый фэн-клуб, в который вошли девушки из лос-анджелесской католической школы. Его уже узнают на улице и просят автографы.

«Актеру необходимо пространство, свобода самовыражения в роли. Без этого пространства он становится роботом с кнопками на груди».

Первое телевизионное появление Дина состоялось в рекламе Pepsi Cola. Между тем, Джеймс бросил колледж, и занялся актерской карьерой, вскоре получив роль юноши Джона в специальном телевизионном выпуске по случаю Пасхи в шоу «Hill Number One», а также три крошечные роли в фильмах «Примкнуть штыки!», «Кто-нибудь видел мою девчонку?» и «Берегись, моряк». Единственной ролью со словами была в последней картине студии «Paramount», где в главных ролях снялись Дин Мартин и Джерри Льюис — Дину досталась роль тренера по боксу. В ожидании ролей, Дин подрабатывал парковщиком на студии CBS и в это время познакомился с Роджерсом Бэкеттом — главой радио в рекламном агентстве, предложившим Дину профессиональную помощь и жилье.

В октябре 1951 года, следуя советам актера Джеймса Уитмора и своего наставника Бэкетта, Дин переехал в Нью-Йорк. Там он начинает работать на площадке игрового шоу Beat The Clock, попутно появившись в нескольких шоу CBS — The Web, Studio One и Lux Video Theatre, заслужив право стать часть легендарной Актерской студии и изучать мастерство под руководством Ли Страсберга.

Annex - Dean, James (Rebel Without a Cause)_01

Осенью 1952 года Дину выпадает удача: продюсер Лемюэль Эйерс приглашает его сыграть роль в бродвейском спектакле «Посмотри на ягуара».

Но для Джеймса профессия актера не была самоцелью. Он спешил жить – и спешил стать знаменитым. И он принял решение пробиваться на Олимп. Любыми способами. Его странная притягательность действовала абсолютно на всех. Что обеспечило ему головокружительную карьеру и возможность бросить вызов обществу. Он бросал вызов обществу не только в своей личной жизни, но и в своей манере играть. Для него не было свойственно кропотливое отношение к роли, он не заучивал слова, но всегда импровизировал. Причем импровизировал блестяще.

Его карьера набирает обороты, и затем следуют появления в таких шоу, как Kraft Television Theatre, Robert Montgomery Presents, Danger и General Electric Theater. Одной из ранних ролей стала роль юноши в сериале Omnibus, очень похожего на Джимми Старка и Кэла Траска. В феврале 1954 года Дин вышел на сцену в бродвейском спектакле «Имморалист» по Андре Жиду в роли слуги-араба, которая оказалась лучшей в его театральной карьере. Уже одним своим вызывающим сюжетом эта постановка была обречена на успех. Впрочем, играл эту роль Джимми недолго: 8 февраля, в день его 23-летия, состоялась премьера, а уже 27 февраля спектакль был сыгран в последний раз. Причина для этого была веская: Дин получил главную роль в новом фильме Элиа Казана.

East-of-Eden-Wallpaper-james-dean-9340560-1920-1080

«К востоку от рая» — экранизация романа Джона Стейнбека, действие которого происходит во время первой мировой войны. Это история двух выросших без матери братьев, эдаких Авеля и Каина. Старший, Арон (Ричард Давалос), — образцовый сын, первый ученик и верный товарищ. Младший, Кол, которого должен был играть Джеймс Дин, — заблудшая душа, обреченная на непонимание и отверженность.

Назначая на эту роль Дина, Элиа Казан прекрасно видел сходство актера и персонажа. «Я выбрал Джимми, потому что он был таким же, как Кол. Более подходящего актера искать не было смысла. Он испытывал недобрые чувства к отцу. Был мстителен. Чувствовал себя одиноким и обиженным. Он был подозрителен». Кандидатуру Джеймса Дина одобрил сам Стейнбек после встречи с актером, хотя тот вызвал негативные эмоции у будущего лауреата Нобелевской премии, но посчитал, что он идеально подходит на роль.

«Удовлетворение в том, что ты делаешь, а не в результатах».

Перед съемками кинокомпания «Уорнер Бразерс» заключила с Дином контракт, по которому тот должен получать $1000 в неделю (Рок Хадсон и Лиз Тейлор имели тогда по $100000 за картину). Но поскольку Дину не терпелось исполнить свою давнюю мечту — купить спортивный автомобиль, то ему выдали аванс в $7000, а эту сумму высчитывали потом из недельных гонораров.

После съемок в первом фильме у Дина не сразу появились серьезные предложения. Компания MGM хотела, чтобы он сыграл в фильме Винсенте Минелли, но актер не мог нарушить свой эксклюзив с «Уорнер Бразерс». Ему, правда, было разрешено работать на телевидении. Наконец, 5 марта 1955 года в Нью-Йорке состоялась премьера ленты «К востоку от рая», на которой присутствовало множество знаменитостей, включая Мэрилин Монро и Марлен Дитрих. Дин получил самую восторженную прессу.

annex-dean-james-rebel-without-a-cause_05

После премьеры стало ясно, что фильм «попал». Юные американцы увидели в проблемах Кэла Траска отражение своих собственных жизней, и это сразу же вознесло Джеймса до небес. Он добился той известности, которую искал. Его фотографии висели в девичьих спальнях, журналы с его лицом на обложке мгновенно раскупались – настоящая всеамериканская влюбленность в молодого актера. А он наслаждался славой, обществом Джека Симмонса и «маленьким ублюдком-130». Именно так актер называл свой «Порше-550 Спайдер», купленный на гонорар от «К востоку от рая».

«Мечтай так, будто ты вечен. Живи так, будто умрешь сегодня».

В марте 1955 было решено, что следующей картиной с участием Дина будет «Бунтарь без причины». Джим Старк стал тем зеркалом, которое наиболее полно выразило все, что хотел сказать Джеймс. Та же потерянность в середине пятидесятых годов двадцатого века, та же безумная жажда скорости, то же бесконечное одиночество – если у кого-то еще оставались сомнения в том, что найден «голос поколения», то «Бунтарь» их развеял. Сначала картину хотели делать черно-белой, но потом присвоили категорию «А» и сняли в цвете. Специально для Дина придумали красную нейлоновую куртку, которая спустя годы будет восприниматься как самый запоминающийся образ фильма.

Именно на съемках этого фильма Дин особо пристрастился к быстрой езде: одна из наиболее известных и жестоких сцен «Бунтовщика без причины» была посвящена гонкам у края пропасти, в которых ради самоутверждения участвовал Джим Старк. Когда в финале полицейский беспричинно убивал его приятеля Плато (его-то и играл Сэл Минео), из горла Дина вырывался нечеловеческий душераздирающий крик. Это был крик последнего романтика, окончательно утратившего веру в людей.

66010-050-BE10E5CB

В 1955 году все актеры Голливуда хотели сняться в суперпроекте «Гигант». Но сыграли в нем лишь немногие звезды: Рок Хадсон, Лиз Тейлор и Джеймс Дин. Не успев отдохнуть после «Бунтовщика», всего через три дня Дин приступил к новой работе. С режиссером Джоном Стивенсом у него с самого начала произошли серьезные расхождения во взглядах. Если Казан и Рей позволяли Джимми многое и были с ним предельно внимательны, зная, что результат работы будет экстраординарным, то со Стивенсом все было иначе. Это был жесткий диктатор, считавший, что 25 процентов успеха картины зависит от монтажа. К тому же, он изматывал актеров бесконечными дублями, заставляя находиться в гриме каждый день, даже если они не были заняты в съемках. 25 июля конфликт Джима со Стивенсом достиг апогея, и режиссер написал рапорт на студию, обвиняя Дина в нарушении трудовой дисциплины. Однако к тому времени агентом Джимми был уже подготовлен и подписан со студией новый контракт, по которому актер должен был получать, как и положено суперзвездам, $100000 за картину (предполагалось, что Дин сыграет в картине Роберта Уайза «Кто-то там наверху любит меня», но после смерти актера роль отдали Полу Ньюмену). Жалоба Стивенса действия не возымела.

Джетт Ринк оказался первой и единственной возрастной ролью Дина. Он впервые откровенно пользовался гримом, потому что должен был показать судьбу Ринка на протяжении нескольких десятилетий. В своей последней роли он играл жизненный крах человека, добившегося славы и денег, но так и не нашедшего любовь, дружбу и внутренний покой. В конце съемок Джимми признавался, что ужасно устал.

«Если кто-то продолжает жить после смерти — наверное, он был великим человеком. Единственный успех для меня, единственное величие — это бессмертие».

«Гигант» вышел на экраны в октябре 1956 года, более чем через год после смерти Джеймса Дина. Джорджу Стивенсу он принес «Оскара», Дину и Року Хадсону — номинации, а «Уорнер бразерс» — небывалую коммерческую прибыль. Однажды интервьюер спросил Джеймса Дина: «Что вы уважаете больше всего на свете?» «Легко ответить, — сказал он, — смерть. Только она одна и заслуживает уважения. Это неопровержимая истина. Все остальное сомнительно. А смерть и есть истина. Только она придает человеку благородство».

james_dean5

По контракту «Гиганта» ему не разрешалось во время съемок ездить на мотоцикле. Теперь это было можно. Он был в превосходном настроении. Его завораживало ощущение скорости, и взлет Джимми на голливудский Олимп был таким же стремительным, как и бег его «Порше». В конце месяца в Салинасе предстояли гонки.

Он купил себе мощный новенький «спайдерс-550» и испытывал новую машину, гоняя по Голливуду, чтобы приноровиться к ней перед гонками. «Спайдерс» он решил отправить в Салинас на трейлере, а Дин должен был ехать на своем «порше». В последнюю минуту Дин передумал, решив, что ему понадобится больше времени, чтобы привыкнуть к машине. 30 сентября 1955 года Джеймс Дин вместе с механиком Вейтерихом выехал на спортивном Porsche 550 Spyder в Салинас. По дороге их остановил полицейский, посоветовавший сбавить скорость. Однако Джимми не последовал его совету. Через несколько километров в его «порше» врезался черный «плимут». Согласно медицинскому заключению, Джеймс Дин умер, не приходя в сознание, по пути в больницу.

Похороны состоялись 8 октября. Церковную службу вели пастор Ксен Харви и старый друг Джима преподобный Джеймс Де Веерд. Ксен Харви закончил свою речь словами: «Карьера Джеймса Дина не кончилась. Она только начинается. И режиссер теперь у него Господь Бог». На похороны Дина в Фэрмаунте не приехал ни один человек из Голливуда. Говорили, что Лиз Тейлор была так потрясена печальным сообщением, что весь день не выходила из комнаты, а потом и вовсе отправилась лечить нервы в больницу. Зато у гроба стояли его старые друзья, а Джеймс Де Веерд прочитал сильно впечатлившую свидетелей речь. Поклонницы по всей Америке от горя сходили с ума и даже появились сообщения о попытках самоубийства.

gq-theselvedgeyard-6

В 1956 году посмертно он был номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильмах «К востоку от рая» и «Гигант», но так ничего и не получил. Между тем, он стал одной из самых ярких звезд, а его жизнь превратилась в настоящую легенду. Один из публицистов заявил: «Я думал, что Дин — это легенда. Я ошибся… Он — религия».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s