Делая мир чище

Мехрибан Эфенди… Человек, чей взгляд на окружающий мир исполнен тонких линий соединяющих множество точек. Её картины высоко ценятся среди профессионалов, чему свидетельствует список наград и места проведения выставок. Она не просто создаёт художественные полотна… Она словно выписывает человеческие души вплетая в них мистические сюжеты, наполненные сакральными знаками.

— Твоё имя за рубежом известно больше, чем на родине, а работы то и дело получают международные призы и дипломы. Это специальная стратегия?

— Международное признание в моей творческой жизни случилось буквально с первых её шагов. И это была чистая случайность. Хотя, я уверена – всё предопределено. Главное, не упустить «свой» шанс, каковым для меня стало приглашение в Узбекистан, в качестве художника по костюмам киноленты «Красный поезд». В Ташкенте тогда проходил первый международный фестиваль «Театр: Восток-Запад», с участием многих зарубежных делегаций. А так как в фильме, который мы снимали были также заняты актёры разных республик, он вызывал большой интерес. Ко всему прочему, сам сюжет и подача были неординарными, а потому нас часто куда-нибудь приглашали. Так вот в рамках этого фестиваля было решено провести выставку. Я и решила показать организаторам некоторые свои работы, которые делала в свободное время. Они настолько понравились, что было сделано предложение о проведении моей персональной выставки как части мероприятия, для чего в экспозицию были включены даже мои художественные эскизы к фильму. Объяснилось такое весьма просто: мои работы были оригинальны и по словам организаторов, отражали идею фестиваля – сочетание востока и запада. Можно сказать, что первая моя экспозиция подготавливалась в условиях «non-stop». Но оно того стоило, потому что резонанс был ошеломляющим! Уже тогда мне были сделаны несколько «весомых» предложений от именитых зарубежных галеристов. Понятно, что пришлось столкнуться и с удивлением маститых художников, которые были, мягко говоря, шокированы подобным (на тот момент я была совсем молодой и не знакомой широкой аудитории). Но многие признавали, что хоть мля манера письма и может быть причислена к восточной, однако работы ориентированы на людей вне границ и народностей. Один из известных поэтов Узбекистана, сказал, что мои картины – это гимн человеку, его душе. И, по его мнению, что я несу свет в мир, своими работами очищая эту землю.

Spase integration.jpg_result

— Какого цвета душа человека?

— Голубоватая… Цвета моря, с небольшими оттенками фиолетового. Хотя, знаешь… Если уж мы заговорили о душе… Настоящая душа – плотное скопление крошечных светящихся точечек, которые мне периодически показывают в моих снах. Я же сюрреалист. А те, кого по-настоящему можно отнести к ним, воспринимают или видят мир подсознанием, которые выше чем реальность. Для сюрреалиста главное вера во внутренний мир человека, напрямую связанный с космосом, информацию о котором мы получаем из снов или сновидений (кому как удобно называть это состояние). Присмотрись к полотнам сюрреалистов внимательно, и увидишь их сны. Мои картины насквозь пронизаны ими. А душа человека – главное действующее лицо в них. Она во всём: маленькие точечки, соединённые тончайшими линиями, состоящими, опять-таки из точек. Человек не имеет никакого материального, или как принято говорить, телесного воплощения не имеет. Мы состоим из крошечных «молекул» света.

— Мы все можем видеть так?

— Не буду утверждать за других. Я называю это даром. И он обязательно требует развития. Как духовного, так и в изобразительной технике. Всему в жизни человек учится, и я не исключение. Художественное училище им. Азимзаде, московская художественная школа, киностудия «Союзмультфильм», частные уроки… Важная составляющая развития художника – объединение академических знаний с духовными. Уже став достаточно взрослой узнала, что Альберт Эйнштейн утверждал, что даже, на первый взгляд, совершенно статичным предмет, при ближайшем рассмотрении (например, под микроскопом) состоит из частиц, находящихся в постоянном движении. Так и человек, своим существом постоянно находится в движении. А основа всему – душа. Вот и я, в своих картинах, через точки показываю другой мир, скрытый от простого человеческого глаза.

— Скажи, а бывают «мёртвые» картины?

— Я бы не оперировала такими понятиями. Понятно, что, когда художник заканчивает работу над картиной, она начинает жить собственной жизнью. На мой взгляд, они несут в себе вложенную автором энергетику. А потому я всегда стремлюсь использовать те краски и тона, отражающие мой «посыл», способные оздоравливать душу. Чтобы человек, остановившийся перед моей картиной отдыхал. Помимо того изучения сущности самого себя, которое я передаю символами через свои картины. Так что подбор идёт очень тщательный. Своими работами я меняю мироощущение зрителя, пусть даже он того не замечает. И зная это, я сознательно работаю только в состоянии равновесия, гармонии, внутренней красоты… Всего, что может нести исключительно положительные эмоции. Правда, замечаю, что такое состояние у меня всё чаще идёт подсознательно. А значит, подключаются и какие-то другие источники. Одна из главных задач художника – нести добро. А потому!.. Мне не нравится грязь, в любом её проявлении. А сегодня стало модным изображать «чёрную сторону». Многие словно соревнуются в подобном, но стоит помнить, что таким образом запускается некий механизм и куда «приведёт» этот путь?.. Никто не может сказать с уверенностью. Одно точно, что даже убрав энергетически агрессивную картину в тёмный угол, мы не избавимся от исполнения «заданной задачи». Я не призываю опуститься до уровня средневековья, сжигая художественные работы. Я, всего лишь призываю осознавать уровень ответственности каждому, кто с кистью становится перед мольбертом.

— Ты хочешь сказать, что мысль материализуется?

— Не сомневайся. Реальность такова, что любое движение имеет последствие. Вспомни историю с бабочкой, которая поменяла ход истории. Так что же говорить о мысли, имеющей силу, ничем не уступающую человеческому шаг, например. Работать над мыслями надо постоянно. Давай откровенно, не многие из нас могут похвастаться исключительной физической силой. Да и, по большому счёту, особой нужды в ней нет. Мы сильны своим подсознанием, своими мыслями. Именно их мы можем обогатить и пользоваться этой силой только в сторону добра. Творческие люди более зависимы от факторов влияния внешнего мира. И порой, попадая в негативное состояние продолжают работать, выплёскивая своё подсознание, тем самым воздействуя на простого «обывателя», не задумываясь как им будет воспринято изображение и его «подоплёка». Так вот чтобы суметь противостоять подобному, мы должны давать духовную пищу своему внутреннему «я».

imression.jpg_result

— Рецепт?

— Самый наипростейший!.. Музыка, стихи, тишина, природа… Между прочим, именно последняя самый «лучший доктор». Общение с природой, в её чистом виде мощнейший мотиватор очищения души. Достаточно покинуть город, отправиться туда, где влияние мегаполиса сведено «на нет» и слушать… Слушать окружающий мир… Мать-природа сама по себе – это красота и она с удовольствием делится с человеком своим теплом. Но часто мы просто заглушаем её «порывы» за достижениями цивилизации, модными течениями. Заметьте, информационные технологии заменили «живое», заглушив настоящую доброту и красоту, позитив Земли и Космоса, щедро предложенный нам природой. Обрати внимание, как только мы хоть ненадолго оказываемся вдали от города, то ощущаем некий подъём, словно наша душа начинает «разворачиваться» чему-то хорошему навстречу. А по возвращении чувствуем эмоциональный подъём. Присмотрись к лицам людей, они прекрасны! Правда до поры до времени…

— Ты словно картину словами пишешь…

— Так ведь я и говорю, что мысль материальна, а слова её производные, выражающие посредством звуков наши эмоции, которые художники передают своими работами. Заметь, ведь многие творческие люди постоянно выезжают на природу. Не стану глубоко разбираться в этом, но думаю, именно близкое общение с настоящим является их так называемым генератором. Они впитывают в себя «космическую симфонию земли». Наше настоящее в силу некоторых обстоятельств порой переполнено злостью. И люди поддаются этому. Я никоим образом не ставлю оценок, а лишь призываю помнить, к чему призывала мать Тереза: как бы не относились к вам, с какими бы чувствами не закрывали перед вами двери, человек не должен поддаваться злости. Мы должны понимать своё предназначение. Мы не звери, мы – люди. А люди – это разум. А разум – это мысль, контроль над которой в наших руках. И вот какую сторону мы примем, таковым и будет наше дальнейшее.

— Опять-таки возвращаемся к картинам и их «наполнению»?

— Так ведь я художник и говорю о своём видении мира. Впрочем, как и остальные мои коллеги. Я хочу видеть и чувствовать вокруг себя красоту. Это не значит, что линии должны непременно отвечать некоему «золотому стандарту». Она должна чувствоваться внутри произведения. Я периодически повторяю, что для меня не главное понимание работ, а важно чтобы их почувствовали. А для этого надо найти в себе силы быть всегда открытой.

— Но ведь это чревато…

— Не спорю. Но ни смотря на многие сложности и трудности, с которыми мы встречаемся на пути, надо уметь брать ситуацию и себя «в свои руки». Обрати внимание, сегодня всё больше людей начинают заниматься йогой. Это не спроста. Йога даёт возможность познать, прежде всего собственное тело. Научиться управлять им и координировать его с мыслями. Я говорю сейчас не о простых практиках физиологического воздействия, а более глубокого изучения, дающее возможность достижения внутренней гармонии, ведущей к способности влиять и управлять собственной жизнью. Можно предложить и самый простой способ выхода из негативного состояния или сложной ситуации – переключиться на иную волну, найдя занятие, способное отвлечь или могущее помочь справиться со сложившимися обстоятельствами. Что мешает нам уже с детства воспитываться в знании того, что ни при каких обстоятельствах нельзя терять красоту и интеллигентность души. И это относится ко всем.

— Может потому организаторами одной из твоих выставок в США стало одно из обществ, связанных с оккультными науками?

— Совершенно верно. Как-то поступило мне предложение, что такое общество решило полностью взять на себя организацию моей персональной выставки. В руки их руководителя попал каталог моих работ. Он хотел непременно лично познакомиться с автором работ, энергетика которых чувствовалась даже в их небольших репродукциях. От такого предложения отказаться было невозможно. Встреча состоялась, и он долго рассказывал мне о воздействии моих картин на сознание людей, не зависимо от их вероисповедания и места проживания.

harmony main.jpg_result

— Каждый художник жаждет признания. Но оно может обладать и разрушительной силой. Его вполне можно отнести к мерилу внутренней стойкости творческой личности.

— Давай сразу определимся, что будем говорить обо всех, кто серьёзно занимается творчеством. На мой взгляд, для творческой личности важны те, кто встречаются им в период их первых шагов. Впрочем, для любого человека важна оценка его способностей вне области их применения. Банально звучит, но творческие люди весьма чувствительны к стороннему мнению, а потому гораздо зависимее от стороннего. И уж если признание получено, не стоит терять голову от собственной гениальности. Настоящий художник должен быть скромным. Воспитывать себя. Не скрою, очень приятно быть любимой многими, получать восторженные отзывы, находиться в окружении восхищения. Востребованность, важная составляющая жизни художника. Но её основой является академическая школа, которой надо посвящать всё время, какой бы необычной формой самовыражения не пользовался творческий человек. Это утверждал и Сальвадор Дали, чей гений неоспорим. И опять-таки, нельзя терять «землю под ногами», игнорируя всех! Надо помнить, что где-то может быть кто-то и более одарённее. Нельзя терять «лицо»! Надо очень трепетно относиться к собственному «внутреннему кувшину таланта». Следить, чтобы он не иссяк, наполняя его всем тем прекрасным, что будет встречаться и с чем придётся сталкиваться в течение всей жизни. Важно быть верным собственным идеалам и стремится достойно пройти по ней, не подчиняя свой талант достижения повсеместной славы любыми путями, теряя при этом уважение окружающих. Мы творим не только для зрителя, но и, главным образом для себя, стараясь честно выполнить задачи, возложенные на нас тем, кто одарил нас талантом. Это моё твёрдое убеждение.

— Сказала мне художница из списка 56-ти лучших сюрреалистов мира, ныне живущих…

— А я не скрываю, что этот факт мне весьма приятен! Но это не предел! Не он сделал меня той, кем я являюсь на сегодняшний день. Каждый раз беря в руки кисть я начинаю всё заново, не ориентируясь на достижение обязательного успеха. Я родилась художником-сюрреалистом. И я должна вернуть человечеству и Создателю тот дар, который Он мне дал. Самый важный ориентир для меня – не быть похожей ни на кого… Искать собственные «линии и штрихи». Может кто-то и повторяет «моё», но это право выбора каждого. Ещё будучи юной художницей старалась не сильно глубоко вникать в работы других художников, опасаясь невольного копирования их манеры. Поиск собственного стиля занимал всё моё творческое начало и, опираясь на мнение многих профессионалов, могу с уверенностью сказать, что о нём отзываются как об неординарном и своеобразном.

— Не «больно» ли видеть мир через такую призму?

— Это открылось во мне ещё в детстве. Не поверишь, но до семи лет меня совершенно не тянуло даже провести линию на бумаге. А вот после меня уже было не остановить в буквальном смысле…

— Но тогда ты должна была восприниматься как «белая ворона»!

— И что?! Может быть для кого-то этот факт действовал удручающе. Но моё восприятие жизни немного иное. Да, в детстве возможно и случались сложности из-за этого, но я особо не заострялась на них. Я была погружена в художественный мир: краски, сны, холсты, какие-то внутренние открытия… Я как бы всегда была вне коллективного. Мне нравилось оставаться на едине с собой и при этом не чувствовать одиночества, открывая своё сознание высшему. Потому и выросла не отягощённая комплексами, в том числе и «белой вороны». Мне даже нравится это состояние… Быть отличной от других и получать от этого удовольствие!!!

2

— Первый и последний мазок краски по холсту… Какой твой любимый?

— Не может стать любимым последний… Только первый! И потом, специфика моих работ такова, что я могу возвращаться к ним постоянно. Или же в мастерской есть картины, которые «удостаиваются» лишь пары мазков в день. Но с каким удовольствием я их наношу! Сам процесс сотворения картины невероятен по ощущениям! Это моя пища, за которую ежеминутно я благодарна Всевышнему. За дверьми мастерской мой мир, который я создаю собственными руками, действиями, мыслями. И который после воплощается на холстах. И не может быть не приятно наблюдать, когда результаты в виде готовых работ вызывают у людей положительные эмоции. Даже у тех, кто декларирует своё полное непонимание художественного творчества.

— Ты всегда утверждаешь, что картины должны нести праздник. Твой самый любимый?

— Здесь я не оригинальна!!! Понятно, что есть день рождения, но самый мною любимый и ожидаемый – встреча Нового Года. 2015 – год синей деревянной Козы. Уже само сочетание уже веет сюрреализмом! Несмотря на всеобщее восприятие, Коза – очень умное животное, которое всегда по какому-то наитию находит и пищу, и воду, и дорогу. А значит, я уверена следующий год принесёт много замечательного. Не только из материального, но и духовное. Хочу, чтобы всем повезло в наступающем году. Новый год – это время, когда приятно мечтать и жить в предвкушении исполнения даже самых «смелых» ожиданий… Загадывайте желания и верьте! Всё непременно сбудется!

Фотопортреты:  Эллия Уруджева

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s