Сабина Ракчеева: «Люблю жить настоящим!»

250

Сабина Ракчеева – известная скрипачка, бакинка, ныне проживающая в Лондоне, выпускница Джуллиардской школы, выступившая с концертами в более 40 странах мира. Тонкий интерпретатор музыки самых разнообразных стилей и жанров, она активно пропагандирует направление в музыке, основанное на синтезе музыкальных традиций Востока и Запада. Успешно защитив диссертацию в Школе восточных и африканских исследований Лондонского университета, получила степень доктора музыки и культурной дипломатии. Кроме исполнительства, Сабина является советником по культуре общества Европа-Азербайджан и консультантом международного Fonda Arts Global.

Она родилась в Баку и не просто окончила музыкальное училище и консерваторию. С детских лет её наставники распознали в девочке неординарные способности и, награждая престижными местами в конкурсах, вплоть до премии «Лучший скрипач года», уверенно предрекали талантливому ребенку блестящее будущее, гарантией которого стали базовые знания, целеустремленность, трудолюбие, постоянная потребность искать нечто новое и не успокаиваться на достигнутом. Она играла в зале ЮНЕСКО в Париже, в зале Albert Hall в Лондоне, в Главном зале Ассамблеи ООН, в Карнеги и Линкольнском центрах в Нью-Йорке. Некоторые произведения, исполненные ею, вошли в Музыкальный архив ВВС.

* Бытует мнение, что жизнь человека – это череда встреч, среди которых есть судьбоносные. Какими они были у вас?

Полностью согласна с вами. Я счастлива, что жизнь мне подарила и продолжает дарить встречи с удивительными личностями, которые оказали огромное влияние на мою жизнь. Всех перечислить очень трудно, но хочется отметить, что встречи с этими людьми изменили меня, преподали мне уроки жизни, которым невозможно научиться в школе. Люди разных национальностей, возраста и профессий. Встречи в большинстве случаев, неожиданные — на улице, в самолете, после концерта, и даже в лифте.

* В детстве мы все рисуем себе картинки собственного будущего. О чем мечтала маленькая Сабина?

Я с детства очень впечатлительная — и мне всегда хотелось чего-то недосягаемого (а для времени, в котором росли мы, это вообще было невообразимо).

 * Скрипка – инструмент, требующий сосредоточенности и терпения. Как, будучи непоседливым ребенком, вам удавалось усмирять саму себя, занимаясь музыкой?

А это не мне удавалось, а маме, которая была (и остается) самым строгим педагогом. В самом начале моей музыкальной карьеры, терпения хватало ровно на столько, чтобы сыграть на школьном концерте и дождаться приза от мамы в виде книги или сладостей….

_NIK0708

 * Выходя в «большой музыкальный мир» исполнители стараются не подвести своих учителей. Чувствуете ли вы и сегодня сильное влияние своих педагогов?

Да, чувствую. К большому сожалению, многих из моих замечательных педагогов нет с нами, но я по-прежнему их помню и обязана им своими успехами. На моем пути было много людей, которые в свое время поверили в мой возможности, потенциал и помогли мне реализовать мои мечты. Я им всем очень благодарна за доверие и поддержку.

* Заявить о себе, как о личности на Западе сложно. Что помогало двигаться вперед?

Учиться в Джуллиардскую школу было моей мечтой — и мне очень повезло, что в период моего обучения в Азербайджанской консерватории, мне удалось поехать в Нью-Йорк, поступить туда и получить стипендию. В то время, когда только-только открывались границы, даже мечтать об этом было трудно, но, наверное, юношеский максимализм и уверенность в том, что все возможно если только захотеть, могут действительно открыть много дверей. Я не думаю, что бить личностью на Западе очень трудно — школа предоставляет большую возможность и учит именно тому, как быть индивидуальным. Трудно собрать вокруг себя большее количество единомышленников и аудиторию – и именно потому, что очень много разных направлений во всех жанрах.

* Случались ли моменты, когда ощущалась чужеродность? Как спасались?

Вы знаете, я очень счастлива тому, что мне не приходилось сталкиваться с этим чувство. Я думаю, что это ввиду нескольких причин. Во-первых, мне очень повезло, что я жила и живу в таких мегаполисах, как Нью-Йорк и Лондон, которые являются одними из самых многонациональных центров мира. Во-вторых, не зря говорят, что искусство стирает границы — это действительно так. Будучи музыкантом, это еще в большей мере подтверждает вышеуказанную фразу. Артисты во все времена были, пожалуй, единственными, кто мог общаться со всеми на языке искусства и быть вхожими во все слои общества.

sabina

* В вашей исполнительской «копилке» произведения, которые вы порой исполняете в той интерпретации, что отличается от общепринятой. Что стоит за такой подачей?

Это, наверное, связанно с возрастом и развитием индивидуальности. В мире классической музыки, до определённого времени, все следуют определенной модели академического образования, своеобразной базы, без которой невозможно достигнуть профессионального уровня. Malcolm Gladwell, англо-канадский писатель и журналист, когда-то написал, что, чтобы стать профессионалом в любом деле, нужно потратить на обучение минимум десять тысяч часов. Так вот мы, музыканты, пожалуй, используем это квоту задолго до людей других профессий! По достижению определенного уровня, каждый артист свободен выносить свою интерпретацию на суд слушателей. Мне, как музыканту, интересно экспериментировать, попробовать новые жанры, направления — это вносит свежесть и в моё творчество, и в её восприятие моей аудиторией! В настоящее время у меня две группы – с одной я играю свои произведения и синтез восточной и западной музыки, со второй – я исполняю музыку в «nuevo tango».

Sabina-Orchestra.1

* Современная музыка допускает некое озорство. И если вспомнить ваш велосипедный заезд, то можно ли считать, сложное смешение в произведениях, представляемых вами публике, адресацией в ваше неугомонное детство, и по сей день живущее внутри вас?

Ах, вы я думаю, имеете в виду, благотворительный велосипедный заезд Лондон-Париж, который мы совершили с моим мужем — да, я считаю, жизнь наша очень коротка и ценна, и мы должны периодически предпринимать смелые и неординарные поступки (чтобы было что вспомнить)!

* Музыка – мощный поток энергии и сильное влияние на человека. Имея в руках такой «инструмент», ощущаете ли себя способной перевернуть мир?

Я не люблю высоких фраз — с возрастом больше понимаешь, что переворачивают мир те, которые не стремятся и не говорят об этом. Леонардо, Лев Толстой, Исаак Ньютон, Мари Кюри, Моцарт, Нельсон Мандела и многие другие гениальные люди, которые действительно «перевернули мир», никогда к этому не стремились, а были одержимы своими идеями и хотели донести их до нас.

Да, музыка — это очень мощный инструмент, и я счастлива, что могу доносить её до слушателя, и им нравится то, как я это делаю.

 

haydon 0531

* Ваш муж Алек Хейдн на первое свидание пригласил вас в Royal Opera House на оперу Вагнера. А каким был момент, когда вы почувствовали, что именно он – мужчина вашей жизни?

С возрастом, наверное, становится легче отличать естественное от напускного, искреннее от лжеправдоподобного. И я почувствовала, что Алек настоящий мужчина, как только с ним познакомилась. Кстати, несмотря на занятую карьеру адвоката, вскоре после нашего знакомства, он сделал мне сюрприз и приехал в Баку, куда у меня уже был запланирован визит. Помимо работы, Алек заядлый путешественник. Принимает участие в марафонах и чемпионатах по автогонкам.

* Одной из черт английского джентльмена всегда считалась сдержанность. Однако, по вашим рассказам, ваш супруг далек от расхожего восприятия.

Это точно! Несмотря на то, что Алек родился и вырос в Англии, он человек незаурядной энергии, оптимизма и спонтанности. После многих лет жизни в Англии, я начала понимать, что сдержанность английского джентльмена заключается в большей степени в их отношении к самим себе — они самокритичны, с иронией относятся к себе и своим поступкам!

Haydon0300

* Объединяющая любовь к главным городам вашей жизни, словно одна из основ вашей семьи. Случалось, ли стоять перед выбором, когда можно отправиться лишь в один их них? И какой побеждал?

В моем случае это три города — Баку, Нью-Йорк и Лондон. Баку, естественно, — это корни. Нью-Йорк — это там, где сформировывалась личность, и Лондон — где непосредственно, происходит настоящее. Каждый из них своеобразен, и неповторим. Я стараюсь никого не обижать вниманием (что, согласна, не всегда удается). В данный момент, это Лондон – так как я сейчас живу здесь и люблю жить настоящим.

* Англия и Азербайджан испокон веков чтут традиции. Но в силу «международности» вашей семьи, есть ли секрет сочетания уклада Востока и Запада, позволяющий сохранять баланс разных культур?

Да, правы — традиции чтут в обеих культурах, но разные. И, сочетание этих традиций как раз и создает гармонию. Секрета нет — есть любовь, уважение к друг другу, общие взгляды и взаимная поддержка индивидуальных интересов.

Sabina-688-EditCol

* С возрастом наши взгляды и мироощущения меняются. У вас этот процесс наверняка проходит быстрее, благодаря гастролям по разным странам. Что самое важное, на сегодняшний день, можно вписать в своеобразные «личные скрижали» Сабины Ракчеевой?

Мне кажется, что характер и мироощущение мира закладывается в детстве — родителями, школой, и немного, природой. С годами и опытом немного меняется процесс восприятия мира вокруг нас — начинаешь принимать мир вокруг себя не так субъективно. Понимаешь, что каждый из нас — это индивидуал со своим внутренним миром и видением. Самое важное для меня — это возможность свободно жить и творить, выбирать свой стиль, экспериментировать, получать удовольствие от общения с интересными людьми, приносить пользу и делиться с окружающими своей музыкой.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s