Символ № 1

гайто газданов

«Я никогда не знал бы многое из того что я знаю, и половины чего достаточно, чтобы отравить навсегда несколько человеческих жизней, если бы мне не пришлось сделаться шофером такси…»

Из книги «Ночная дорога» Гайто Газданова,белогвардейского офицера, который в годы первой эмиграции стал таксистом в Париже.

 

Таксист — анонимный свидетель любви и смерти — остаётся вечно посторонним, он — чужой, что на тризне, что на празднике жизни.

Город Нью-Йорк узнаваем сразу, с первого взгляда и со всех ракурсов. Для того, чтобы понять, что ты в Нью-Йорке, совсем не обязательно задирать голову вверх, на небоскребы. Достаточно взглянуть на дорогу — и обнаружить себя посреди, как здесь говорят, желтой реки. Это знаменитое нью-йоркское такси. Кажется, такой плотности такси на один квадратный километр нет больше нигде в мире.

Здесь невозможно представить ситуацию, чтобы около голосующего на улице человека остановился частник с целью подвезти. На это имеют право только официальные такси – ярко-жёлтого цвета со специальными номерами. Кажется, если их убрать, улицы станут полупустыми. Сегодня здесь тринадцать тысяч желтых извозчиков, что вдвое больше, чем в любом другом американском городе. Нью-йоркский Yellow Cab – необычное такси. Его, к примеру, невозможно заказать или вызвать. Как невозможно заказать рейсовый автобус. Зато он курсирует по всем по улицам Манхеттена 24 часа в сутки. По сути, это самый массовый общественный транспорт центра города. Именно центра. Из Манхеттена такси обязано доставить пассажира в любой конец мегаполиса, но затем оно тут же вернется обратно. Жёлтая река – чисто нью-йоркский способ борьбы с пробками. При наличии дешевого массового такси пытаться въехать в деловой центр на личном транспорте – глупо и финансово невыгодно. А местные жители считать умеют.

Первой таксомоторной компанией в Нью-Йорке была «New York Taxicab Company», которая в 1907 году импортировала 600 автомобилей с бензиновым двигателем из Франции. К 1920-ым годам американские промышленники признали потенциал рынка таксомоторных услуг. Такие компании, как General Motors и Ford взялись за выпуск подобных автомобилей. Так началась эра самого узнаваемого символа «Большого яблока».

Жёлтое такси, пожалуй, самый яркий пример американского прагматизма и американского подхода к жизни. С одной стороны, весь бизнес извоза находится в частных руках. С другой, он жесточайшим образом контролируется властью: начиная от тарифов на проезд и заканчивая правилами поведения — водитель обязан доставить пассажира в любое место в пределах города, пассажир – расплатиться купюрами достоинством не более двадцати долларов.

Такси рассчитаны на четыре посадочных места для пассажиров и одно для водителя, за исключением можно брать и пятого пассажира (ребенка до 7 лет). Если сравнивать цены на такси в Нью-Йорке и Европе, то окажется что он не так уж и высоки. В большинстве случаев цены определяет счетчик. За проезд можно рассчитаться как наличными, так и кредитными картами.

Стать водителем желтого кэба не просто, а очень просто. На специальных курсах кандидат в таксисты подробно изучает географию города и правила дорожного движения. Требования к английскому языку минимальные. Курс длится полтора месяца. А профессию получают на всю жизнь. Нью-йоркские таксисты необычайно колоритный народ. Иммигранты из самых разных уголков света, изъясняющиеся на поверхностном английском, они охотно порассуждают в вашем присутствии о политике, погоде, своей и вашей семейной жизни. Девять из десяти таксистов непременно начнут с вами беседу с самой главной фразы этого города: откуда ты родом?

Для эмигрантов в США это не только вид транспорта, но, как правило, и первая доступная работа. Переехав в Америку и желая заработать начальный капитал, многие устремляются именно в эту сферу бизнеса, зарплата в которой прямо пропорциональна затраченному труду. Некоторым эмигрантам работа в такси стала первым этапом для воплощения так называемой американской мечты, многие в настоящее время известные личности, переселившись в США, начинали с водителя такси. Именно поэтому работа в такси — занятие в Америке не постоянное, а трамплин к поставленной цели. Текучесть кадров в такси Нью-Йорка постоянна, мало кто надолго здесь задерживается, а кто задержался — мечтает поскорее найти себе другое занятие.

Рабочий день таксиста в Нью-Йорке составляет 12 часов. Очень часто дорога в один конец города и обратно занимает целый день. «На чай» в Америке, как правило, дают все и всегда. Есть все-таки в Америке вечные ценности, над которыми не властно время. Желтый кэб Нью-Йорка, технически самое передовое такси мира, на протяжении последних ста лет – неизменный символ великой американской культуры. Сами таксисты давно стали частью американского фольклора. Им часто посвящают песни, они часто становятся героями художественных фильмов, а известный журналист Питер Хэммил даже посвятил им целое психологическое исследование. «Самое красноречивое из всех нью-йоркских меньшинств, — пишет рецензент Пит Хэмил, — превратилось в почти немое меньшинство. Времена философии и шуток кончились. Осталась только надежда на чаевые».

Нью-йоркцы любят и ненавидят такси одновременно. С одной стороны такси служат быстрым и легким способом передвижения в городе, особенно по Манхэттену, с другой стороны — создают бесчисленные пробки.

Но есть такси, которые нельзя остановить простым поднятием руки и в любом месте, поскольку курсируют они по воде, а не суше. И в считанные минуты доставляют пассажиров из деловой части Бруклина в нижний Манхэттен. С конца сентября 2002 года компания New York Water Taxi начала регулярные перевозки от причала на Fulton Street в Бруклине до трех пунктов назначения в Манхэттене: Pier 11 у Уолл-стрит, Pier A в Battery Park City и North Cove у Мирового финансового центра. Вызванные событиями 11 сентября пробки на автодорогах и перебои в функционировании общественного транспорта, привели к тому, что количество пользователей водного транспорта, удвоилось и интерес к паромам продолжает расти.

такси 6

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s