Чат Евгения Шарова:«Хотеть быть счастливой»

SER_8009

Мы учились в одном классе… Были ли подругами? Скорее нет, чем да. Она пришла к нам в классе пятом, уже тогда всем своим существом заявляя: «Я – ЗВЕЗДА!». Красивая девочка из артистической семьи вызывала смешанные чувства у «гадкого утенка класса». Наши интересы практически не пересекались, но именно она в старших классах открыла мне удивительную красоту любовной лирики Маяковского, читая его стихи с упоением у меня дома. Не просто декламировала, она проживала их.

Спустя годы, я смотрела на её игру из зала театра Русской драмы и радовалась за её сбывшуюся мечту. И однажды, встретившись на улице, мы так тепло обнялись, что в душе мгновенно возникло ощущение радости вновь обретенной подруги. С тех пор оно так и сохранилось.

Для театрального завсегдатая это имя знакомо. Помните Анну Демби в «Кине IV» и Нину в «Петле» в постановках Русского драматического театра? А Фенису в «Хитроумной влюбленной» в паре с блистательным Сафой Мирзагасановым? На сцене она могла быть разной, меняя не только имена своих героинь, но и себя саму в их образах. Умела перевоплощаться так, что порою я не узнавала девушку, с которой не один год сидела бок о бок за школьной партой. Потом она исчезла из поля моего зрения, умудрившись оставить легкий аромат таинственности, чтобы спустя какое-то время дать повод, вновь радоваться её новым успехам на актерском поприще. Теперь уже в далёком Израиле, заставив заговорить о себе, как об острохарактерной героине, для которой не существует сложностей в пространстве одной театральной постановки представить на суд зрителя несколько персонажей столь отличных друг от друга, заставляя забыть о единственной объединяющей – актрисе их играющей.

И вот сегодня, я представляю разговор по душам с ней, той, кого с полным правом могу называть своей близкой подругой – Евгенией Шаровой.

— Самые яркие воспоминания нам остаются из детства. Именно тогда появляется некий посыл, порою определяющий дальнейший выбор жизненного пути.

— С самого детства, ощущение сцены в моей жизни было связано с колоссальным трудом. Бесконечные папины репетиции, перелеты, гостиницы… Помню в цирке, мы дети из цирковых семей одетые гномиками выходили в новогодних представлениях с фонариками, освещая какие-то номера. Наши выходы оплачивались. И какое же чувство ответственности охватывало меня, когда я ставила свою неуклюжую подпись в табеле при получении денег. Это создавало ощущение настоящей работы. Мне тогда было, наверное, лет восемь…

Но самым главным примером был мой отец, который всегда трудился. Он был Настоящим Большим артистом и даже сейчас, живя в другой стране, я встречаю людей, которые помнят папу, творчество замечательной эстрадной пары Шаров-Наджаров. Это дорогого стоит. Можно с уверенностью сказать, что тот посыл из детства во взрослую жизнь, о котором ты говоришь, я получила от своих родителей, партнёров отца, друзей папы и мамы, людей, окружающих меня в то время. Кстати, родители никогда не скрывали, а наоборот, подчёркивали трудности актёрского пути. Папа, долгое время сопротивлялся моему выбору. Впервые он увидел меня на сцене в пьесе В. Ибрагимоглу «Эй, лови его, лови» в постановке молодёжного театра. Вот тогда он поднял вверх руки и показал большой палец в жесте одобрения. Уже после он наказал идти дальше. Пожалуй, это ключевые слова из детства: начинаешь идти до конца, падаешь, спотыкаешься — вставай и иди до конца и ещё… Уметь принимать решения нужно в любом случае, даже если они неправильные. Хотя бы для того, чтобы потом не съедать себя изнутри…

SER_8026

— Ещё со школы в тебе всегда были качества присущие лидеру, отличала уверенность в собственных силах.

— Не помню, как там было в школе с уверенностью в собственных силах. Во всяком случае, в школьном хоре солировала ты, а я стояла в первом ряду с другими участниками хора. Это я к тому, что собственную значимость в школьные годы вряд ли осознавала. Скорее, были некие «детские амбиции». Ведь будучи детьми, мы все невольно соревнуемся в каких-то аспектах, стремимся выделиться, показать превосходство в тех или иных вопросах. Кто-то учится на «отлично», кто-то слывет «хулиганом № 1» и прочее… Стремление быть лучшим – замечательное качество, но лишь в том случае, когда точно знаешь что занимаешься своим делом. В другом случае, это стремление начинает мешать не только окружающим, но и тебе самому… Хотя, разве в школьном возрасте мы способны понять категории «твоё – не твоё»?.. И сколько для этого необходимо прожить?.. Философский вопрос… Некий предмет искусства… Однозначно отмечу, что трудности на жизненном пути лишь укрепляют характер, делают нас сильнее, выносливее, закаляют и дают возможность пережить возможные последующие потрясения. И школьные «соревнования» своего рода проверка сил, закладывающая будущий фундамент наших характеров.

— Москва тебя не приняла, стремление на сцену столкнулось с препятствием…

— Ну, по поводу Москвы особых огорчений не было… Что скрывать? Поступала в театральное училище им. Щепкина. Я не была готова, хотя и дошла до третьего тура. Не было хорошей программы для показа. Да и родители были категорически против. Да, папа взял на себя решение финансового вопроса и на этом его помощь ограничилась. Всё произошло так, как должно было произойти. Но! Зато абсолютно прочно укрепилась в том, что ничем кроме актёрства, по-настоящему заниматься не хочу. По возвращении в Баку поступила в престижный на то время институт народного хозяйства. Но проучившись там год поняла на все 200 процентов – не моё! А далее поступление в Институт искусств и замечательный курс под руководством народной артистки Азербайджана Шафиги Мамедовой…

SER_8003

 — Что такое – выучится на актёра? Почему непременно необходимо пройти театральный институт? Или талант обязательно должен быть подтверждён дипломом?

— Талант должен реализовываться, и подтверждён он может быть только успехом, признанием и соответственно востребованностью. Причём в любой профессии. А в моей – нереализованность это фактически болезни, депрессии, самоедство… Ещё хуже поедание других, поскольку у актёра есть только один рабочий инструмент — это он сам: его внешность, здоровье, психофизика, органика и прочее… Потому и случается столько сломанных судеб. А для того чтоб реализоваться — необходимо проходить определённый путь, на котором без базиса, который дает институт, то есть тех самых теоретических знаний плюс технических актерских нюансов, плюс некоторых навыков, предполагающих ответственность за публичное появление, обязательная постановка голоса и дыхания очень трудно. Нет, вполне возможно, конечно, особенно сегодня, когда всё чаще и чаще появляются люди, вооружённые только уверенностью в собственной исключительности, но не продуктивно, на мой взгляд. Я помню, Шафига Мамедова нам постоянно говорила: «Учитесь, впитывайте, хватайте сейчас. Потом, в театре, нельзя будет ошибаться. Надо побеждать, да и режиссёры не любят возиться с не обученными артистами». Хотя, скажу тебе откровенно, очень многие вещи «натаптываются» именно на сцене.

— Каковы были «объятия» театра Русской драмы?

— Мой приход в Русский драматический совпал с моментом вступления Александра Яковлевича Шаровского — папы нашего с тобой одноклассника Миши, в должность главного режиссёра. Кроме того я была знакома со многими актёрами ещё с самого детства. Не скажу, что это особенно помогало. Однако что-то не припомню, чтобы меня «проверяли на вшивость». То есть, с одной стороны вроде было достаточно комфортно, а с другой — особого отношения тоже не было. Хотя сразу начала активно играть. Первая роль была в спектакле А.С. Фальковича, где я играла прыгающую в классики девочку. Роль без слов, но по моим тогдашним представлениям, очень важная. А потом был бенефис Рахиль Гинзбург, далее играла в спектакле по пьесе «Круг», поставленном А.Я. Шаровским и поехало…

На самом деле мне здорово повезло. Работать с такими артистами как Фалькович, Рахиль Гинзбург, Людмила Духовная, Наташа Тагиева, Мурад Ягизаров, Саша Маркатун, Рита Амирбекова. Что касается режиссёра, то Александра Яковлевича с полной ответственностью могу назвать «крёстным отцом». Мой интерес к характерным ролям — это его заслуга. Однажды он мне сказал: «Красивых артисток много. Красивых и талантливых — тоже много. А вот красивых, талантливых и умеющих быть смешными — единицы». Так по жизни и иду с этим напутствием. Любимый спектакль «Петля» по пьесе Р. Ибрагимбекова в театре Русской драмы. И конечно любимый партнер — Сафик Мирзагасанов. Мы с ним друзья. Сегодня, в другой стране, с другой театральной эстетикой я понимаю, что мой Русский драматический театр — явление особенное. Блестящие актёры, настоящие, умные, с наложенным на актёрскую сущность нашим особенным бакинским пониманием жизни, происходящего вокруг, с нашим южным темпераментом — при русской классической театральной школе — это что-то особенное. Нужно сказать о том, что я до сих пор хороших актрис примеряю к Миле Духовной. И не стоит принимать мои слова нечто сродни ностальгии. Они не дань родному любимому театру — это суть и оценка факта по-прошествии времени и смене географии.

— Идя в артисты, человек фактически обрекает себя на публичное обнажение. Как подобный шаг совершает женщина?

— Точно так же как и мужчина. Скажу больше, женщине это делать много привычней и более подходит. Вообще, не секрет что профессия «артист» — это обнажение собственных чувств, переданных через эмоцию. Управляемую, контролируемую эмоцию, направленную на нужное действие. А тут без обнажения никак. Точнее будет сказать без оголения. Вот здесь-то и надо владеть актёрской техникой. И поэтому наличие мозгов – необходимо!

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Женщина по сути своей актриса, а будучи на сцене, примеряя различные роли, практически становится совершенной в искусстве носить маски. Тебе подобное свойственно?

— Ну я как любая женщина это делать умею, но не люблю. В обыденной жизни у меня нет необходимости прибегать к ним. Зачем? Вне сцены, надо отдыхать «от грима». Да и существует опасность «заиграться», что негативно отразится на профессиональных навыках, что совершенно для меня не приемлемо.

— Известно, что невероятно сложно начинать карьеру артиста заново на новом месте.

— По-поводу актёрской судьбы в Израиле… Что скрывать, эмиграция, особенно для актёра, человека завязанного профессией на языке — это в какой-то степени трагедия. Но мне и здесь повезло… Я и мои партнеры оказались вместе. Вместе боремся, работаем, доказываем, побеждаем…

Сейчас я работаю в театре «Контекст». Театр молодой, развивающийся, с интересными постановками. И все это замечательное действо происходит под руководством Михаила Теплицкого. Он, кстати, тоже родился в Баку. Да и с партнёрами мне несказанно повезло и главный любимый партнёр по моим театральным работам — Александр Штендлер. С ним мы сыграли спектакль «Стулья». Это значительная и в какой-то степени масштабная работа, отмеченная и зрителем, и театральной критикой Израиля. Спектакль, приглашенный на многие международные фестивали. Ну а дальше поглядим, тьфу-тьфу…

— Смена «актёрского пространства». Каково «переквалифицироваться»?

— Что касается площадок, то мне было в определенной степени сложно после большой сцены в Баку, начинать в маленьких залах в Израиле. Хотя возвращение в профессию случилось именно на большой сцене в Беер-Шевском театре. Это случилось, когда дочке Айсельке было около 3-х лет. Я вышла в спектакле по пьесе Н. Птушкиной «Ненормальная». Спектакль, в какой-то степени знаковый для меня: возвращение в форму, в том числе и актёрскую, сложная роль, партнёр, с которым не была знакома прежде и с которым сейчас мы уже большие друзья много лет. Его зовут Дима Сусер. Ставил спектакль Айдын Али-заде(!!!), замечательный талантливый многогранный человек, а режиссура Инны Рохлиной. Все они сейчас мои большие друзья. Мы часто собираемся вместе, смотрим много материала, думаем, разговариваем… Ну, а дальше театральная группа «Актёрская коллекция», которая органично влилась в театр «Контекст» города Ашдод. Здесь-то и случился самый ценный на сегодняшний день, мой спектакль «Стулья» Э. Ионеско, а поставил его режиссёр Миша Теплицкий.

— Самой в режиссёры податься нет желания?

— Режиссура что-то сродни высшей математике, а я гуманитарий… Ну, а если серьёзно, то нет — это совсем другая профессия и ей необходимо учится. Я же ещё поиграть очень хочу.

 — Скажи, а если твоя дочь выберет актёрский путь, будешь сопротивляться?

 — Не просто буду сопротивляться, а яростно!

 — Ты прошла сложный путь. Неужели не случались моменты отчаяния, и что помогало их преодолеть?

— Ещё какие приступы отчаяния случались! Но, знаешь, жизнь — классная штука и никто нам в детстве не рассказывал, как будет и что будет. Никто не предупредил, что не всегда будет весело и прикольно… Я как-то в одном интервью уже говорила, что иногда для того чтобы захотеть быть счастливым нужно разбиться вдребезги. С каждым прожитым годом или лучше сказать нажитым, понимаешь, что лучше, конечно, не разбиваться, а жить каждым днём, радоваться мелочам. В общем, всё до боли банально, но верно. К сожалению, и такие, казалось бы элементарные истины тоже понимаешь только с негативным опытом. В конце-концов, если ты идёшь, спотыкаешься и падаешь — это ещё не значит, что ты выбрал неверный путь.. Это, кажется, китайская философия. Так что рецептов нет конкретных. Просто нужно хотеть быть счастливым.

— Ты оглядываешься назад, возвращаясь к прожитым годам?

— Конечно… Я ж в другой стране. Отсюда все, что было в «прошлой» жизни кажется идеальным, чистым и безпроблемным. А поскольку я в Израиле уже 11 лет, то соответственно и всё безпроблемное было 11 лет назад…

— Что бы ты попросила сегодня у стены Плача?

— Стена Плача мне помогла, когда я по приезде просила о ребёнке. Так и случилось. Ну, а сейчас — это секрет!..

Фото из личного архива Евгении Шаровой

Журнал FUROR № 8

SER_8128

 

Сохранить

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s