Оставить после себя весну

Жерар Филип – актёр, который не успел состариться, и напрасно пытаться представить его себе стариком, — судьба подарила ему вечную молодость. Он прожил короткую, но очень яркую жизнь. За пятнадцать лет работы Филип снялся в 29 фильмах и был самым знаменитым, самым любимым и самым популярным актером не только во Франции, но, пожалуй, во всём мире.

59-gerard-philippe-theredlist

«Меня часто спрашивают, чувствую ли я полное слияние с персонажем? Честно говоря, почти никогда. Думаю, что подобное слияние актёру вообще не под силу. Всегда есть контроль. Сначала приходится создавать образ в воображении, потом, так сказать, облекать его в плоть, но при обязательном контроле над собой. Тут не помогают ни реквизит, ни декорации. Они приданы в помощь зрителю. По-моему, актёрский образ — это вроде копии твоего внутреннего мира, которую нужно ухватить».

Жерар Филип родился 4 декабря 1922 года в Каннах. Где же ещё мог появиться на свет человек, чей актёрский талант сделал его легендой не только французского, но и мирового кинематографа, как не в месте проведения одного из самых знаменитых в мире кинофестивалей. Правда, в то время Канн тогда был всего лишь провинциальным местечком.

Его отец, Марсель Филип, бывший адвокат, владел крупными земельными угодьями в Провансе, небольшой гостиницей в Грассе. Мать, Мину Филип, происходила из семьи пражского булочника. Жерар едва не умер при рождении, его чудом спас врач. Мальчик рос медленно, поздно начал ходить и говорить. Он мало читал, зато часами мог слушать блюз, плавать, играть в теннис и волейбол.

Отец отдал мальчика в закрытое учебное заведение — лицей Станислава, чтобы «сделать из него человека», но мальчик чувствовал себя там одиноко. Он избегал шумных детских забав и предпочитал погружаться в мир фантазий, отдаваясь во власть своего богатого воображения.

В детстве Жерар мечтал стать врачом, но когда, по окончании лицея в 1940 году он получил степень бакалавра то подал заявление в юридический институт, размещавшийся в Ницце. После разгрома Франции гитлеровскими войсками и занятия ими Парижа на свободной от фашистов территории страны продолжали действовать институты культуры и науки. Более того, их число увеличилось за счёт перемещения части этих учреждений из оккупированных областей. На юге Франции собралось множество актёров и режиссёров, начались съёмки новых фильмов.

philipe1

Это решило судьбу Жерара Филипа. Он заявился в один из театров и попросил дать ему какую-нибудь роль. Оценив по достоинству красоту и подкупающее обаяние молодого человека, режиссёр Жан Валль стал его первым наставником и первым учителем сценического мастерства. А режиссер Жорж Лакомб (театр в Ницце) доверил двадцатилетнему красавцу роль влюбленного юноши в пьесе Андре Руссена «Совсем простая взрослая девушка». Дебютант справился со столь близкой ему ролью блестяще.

Летом 1943 года Жерар снимается у Аллегре в фильме «Малышки с Набережной цветов», а в октябре поступает в Консерваторию, где попадает к мудрому педагогу Жоржу Леруа. Но перед выпускным экзаменом Жерар неожиданно уходит из Консерватории, соблазнившись предложением Лакомба сыграть в картине «Страна без звезд» (1946). Увы, фильм не имел успеха.

Филип продолжает выступать и на театральной сцене, но, сделав своей превосходной игрой имя дотоле малоизвестному драматургу Андре Руссену, он решает, что рамки театральной Ривьеры уже тесны ему. А потому оставляет труппу и отправляется в Париж.

жерар в библиотеке

В Париже молодой актёр ещё застал в живых знаменитого драматурга Жана Жироду и сыграл в его последней пьесе «Содом и Гоморра» роль Ангела, который заранее возвестил об уничтожении Содома и Гоморры.

Чтобы получить главную роль в пьесе «Калигула», Филип встретился с её автором, знаменитым писателем Альбером Камю. После двухчасовой беседы ему удалось привлечь на свою сторону мэтра. Режиссер Эберто, до этого выступавший против кандидатуры Жерара, вынужден был сдаться.

Спектакль стал событием в театральной жизни французской столицы. Критики недоумевали, как мог справиться начинающий актер со сложнейшей ролью. Марлен Дитрих, посетившая спектакль, была от него в восторге. Она убеждала Филипа посвятить себя кино: «Романтизм в театре — дело прошлое, а в кино — будущее. С вашими данными, Жерар, на экране можно делать чудеса».

жмж
Жерар Филип, Марлен Дитрих, Жан Марэ

Вскоре Филипу удалось получить роль Мышкина в экранизации «Идиота» Достоевского. Режиссёру Лампену пришлось с Жераром нелегко: он был упрям, слишком верил в собственное ощущение образа. В роли князя Мышкина, несмотря на слабую режиссуру фильма, Жерар Филип сумел показать соединение чистоты и незащищённости, мучительной любви и сострадания. Киновед Садуль отметил: «В труднейшей роли князя Мышкина Жерар Филип показал себя одним из лучших актёров нашего времени…».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В начале 1947 года Филип отправился в Рим, где Кристиан-Жак приступил к работе над картиной «Пармская обитель» по роману Стендаля. В роли Фабрицио дель Донго актёр лихо дрался с Жилетти, ловко орудовал напильником, сокрушая решетку камеры на башне Фарнезе, и бесстрашно спускался на канате (без дублера!) с 18-метровой высоты…

Это слайд-шоу требует JavaScript.

На съёмочной площадке фильма Жерар Филип подружился с актрисой Марией Казарес. Вместе с режиссёром Витали они поставили пьесу Пишетта «Откровения». Наутро после премьеры многие критики писали о торжестве и прелести древнего Эроса, который наполнял игру актёров, а в одной рецензии даже утверждалось, что случись героям прямо на подмостках заняться сексом, то это никого бы не шокировало.

Актриса Мария Казарес позже писала: «Подлинного Жерара я никогда не знала. Он проходил по жизни неуловимый, невидимый… Глубоко романтичный, влюбленный в легенды, он жил словно в изгнании — между небом и землёй. Он был одновременно слабым и необычайно сильным».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В том же 1947 году, Отан-Лара пригласил Жерара Филипа в картину «Дьявол во плоти» по роману Реймона Радиге. Филипу было 24 года, но он блистательно сыграл 16-летнего подростка. Фильм пользовался большим успехом у публики, особенно у молодёжи. Серж Реджиани произнёс знаменитые слова: «Всё складывалось так, словно Жерар был оправданием нашего поколения. У каждого из нас есть свои достоинства, он же обладал ими всеми одновременно».

Этапной для Филипа стала роль в фильме «Красота дьявола» (1948) Рене Клера. Его шевалье Анри, по словам Садуля, «подлинно современный герой, который борется за свободу и защищает её».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Интересы Филипа не замыкались на кино. Он был активным членом французского Национального совета движения сторонников мира. Жерар ездил в парижскую колонию для несовершеннолетних правонарушителей, выходил на демонстрацию против войн в Индокитае и Корее, записывал тексты Карла Маркса на грампластинки для «Звуковой энциклопедии», заседал в Союзе актёров.

жерар теле

Игру Жерара Филипа хвалили Кокто, Сартр, Камю… Киновед Жорж Садуль, посвятивший творчеству Филипа немало страниц, утверждал: «Любая гениальная личность (а Жерар был гением) — сложный феномен, выражающий скрытые от глаза духовные устремления своей эпохи. Тальма служил объяснением нашей Революции и Империи, Фредерик-Леметр — Романтизму. Филип объяснял всем нашу страну и наше время — послевоенные и пятидесятые годы».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Филип «объяснял страну и время» не только с киноэкранов, но и с театральных подмостков. В 1950 году знаменитый актёр и режиссер Жан Виляр и Жерар Филип заключили своего рода соглашение о намерениях. А намерения эти — ни много ни мало — создать собственный театр, рассчитанный на массового зрителя. И более того — выступающего в естественных декорациях, на открытом воздухе. Так родился на свет Национальный народный театр.

Трагедию «Сид» начали репетировать весной 1951 года. Жерар долго не чувствовал своего персонажа. Наконец режиссёр Вилар предложил: «По-моему, мы принимаем «Сида» слишком всерьёз. Ведь это трагикомедия, «эспаньолада». Попробуй сыграть легко, непринужденно, иди от движения танцора фламенко». И Жерар мгновенно нашел настроение Родриго.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

После премьеры 15 июля 1951 года Вилар писал художнику «Сида» Леону Гишиа: «Ты просто можешь повеситься, старина. Какую мы одержали победу, а ты её проворонил. Жерар играл ослепительно… Он создал такого Родриго, что меня бросало в дрожь. Он показал себя настоящим человеком, таким, каких любят, каким ты и я стараемся быть изо всех сил».

В «Сиде» критики и зрители признали Филипа идеальным исполнителем. После каждого представления (а их было всего 199) Жерара вызывали по двенадцать — пятнадцать раз…

Образ Сида, настолько органично слился с образом молодого, темпераментного исполнителя, что имя его стало неотделимо от имени Жерара Филипа, а имя самого Филипа — от имени Сида. Они обессмертили друг друга. Не случайно, когда Жерар умер, его похоронили в костюме Сида — том самом, который он надевал перед очередным спектаклем.

Жан Вилар и Жерар Филип
Жан Виляр и Жерар Филип

«Без Виляра Жерар, возможно, никогда бы не сыграл ни Сида, ни Рюи Блаза, ни принца Гомбургского. Виляр как бы воплощал в себе весь театр. Жерар же был его душой, его добрым гением», — так писал в своей книге «Жизнь, которую вдохнул Жерар Филип» Поль Джанноли.

 

Помимо упомянутых выше спектаклей, Жерар Филип участвовал в постановке пьесы Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети», шекспировского «Ричарда III», «Лорензаччо» и «Капризы Марианны» Альфреда де Мюссе и десятка других. В общей сложности Жерар отдал этому театру девять лет своей жизни, сыграв в поставленных там спектаклях 605 раз!

Это слайд-шоу требует JavaScript.

29 ноября 1951 года в Нейи Филип женился на Николь Фуркад, которая ушла к нему от мужа-дипломата с семилетним сыном. Мать Жерара была против этого брака и на свадьбу не пришла. Филип дал жене новое имя — Анн, считая его более поэтичным. Он восхищался Николь и часто цитировал замечание Ницше о том, что «брак — это ещё и продолжительная беседа». Любовь к жене Жерар показывал всем без ложной скромности — за кулисами в театре брал ее на руки, целовал. Первенцем в семье Филипа была дочь, а через полтора года появился на свет Оливье.

В августе 1951 года начались съемки фильма «Фанфан-Тюльпан», «комического вестерна» об эпохе Людовика XV. С режиссером Кристаном Жаком Жерар Филип работал еще над «Пармской обителью». В период съемок «Фанфана» Филип был уже признанной звездой, тем не менее, он сразу принял предложение Кристиана Жака — наверное, почувствовал, что именно эта роль принесёт ему грандиозную славу.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Филип сумел сделать своего героя не только импульсивным сорвиголовой, он передал Фанфану свой ум, иронию, галантность и чисто французскую легкость. Он не просто дежурный герой-любовник, он настоящий герой и настоящий любовник. Жерар Филип снимался практически без дублеров, работал под дождём, во время съёмок ему рассекли лоб и проткнули руку острием сабли. В знаменитой сцене на крыше на десятиметровой высоте Филип настолько перевоплотился в своего героя, что перестал отличать правду от вымысла и начал сражаться с Ноэлем Роквером по-настоящему. Роквер завелся, и Филипу пришлось прятаться за трубу совсем не потому, что так было написано в сценарии. А ещё Жерар спас мальчишку во время съёмок пожара.

Режиссер Кристиан-Жак после премьеры сказал: «Именно в роли Фанфана-Тюльпана для меня раскрылся Жерар — весёлый, очаровательный, полный энтузиазма проказник, подчас даже не знающий границ запретного…»

Отныне все его последующие работы будут восприниматься сквозь легенду Фанфана. Люди всех национальностей рукоплескали «Фанфану-Тюльпану». Толпы поклонниц осаждали гостиницы. Это продолжалось часами. К своему успеху Жерар Филип относился удивительно спокойно.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

После картины «Жюльетта, или Ключ мечтаний», снятой Марселем Карне по пьесе Жоржа Неве, Жерар Филип продолжал работу с Рене Клером. «Ночные красавицы» — так назывался новый фильм режиссёра, где с поразительным юмором и искрометным весельем Филип спародировал образ удалого малого, которому всё по плечу и драка с врагом и соблазнение красотки. Зрители тепло встретили новую работу актёра.

Весной Жерар уезжает в мексиканскую деревушку Альворадо, где на берегу знаменитого залива Ив Аллегре снимает «Горделивых». Режиссёр говорил в интервью: «Я хотел сделать документальную ленту о Мексике с кинозвездами». Вместе с Филипом в картине снималась знаменитая Мишель Морган.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В следующей работе Жерар вернулся к своей центральной актерской теме тех лет — национальной самокритике. В основу фильма «Господин Рипуа» Клемана был положен роман писателя Луи Эмона «Господин Рипуа и Немезида». Его герой — молодой соблазнитель, современный Тартюф. После съемок Рене Клеман сказал о Филипе: «Этот человек, излучающий нежность, имеет душу ребенка…»

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В 1955-1957 годах он почти безраздельно отдавался кино, но, пожалуй, ни в одной из его ролей не чувствовалась так актерская школа Вилара, как в Жюльене Сореле. Фильм «Красное и черное» Клода Отан-Лара с участием в главных ролях Жерара Филипа и двух выдающихся французских актрис — Даниэль Даррье и Антонеллы Люальди. Премьера картины состоялась 29 октября 1954 года в Париже. Теперь зрители отождествляли Филипа с героем романа Стендаля.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В 1955 году Жерар Филип снова снялся у Клера. На этот он сыграл армейского донжуана, очаровательного лейтенанта драгунского полка Армана де ла Верн в «Больших манёврах», еще раз доказав насколько изумительно идет ему военная форма.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В 1957 году Жерар Филип вместе со старейшим голландским документалистом Йорисом Ивенсом поставил художественный фильм «Приключения Тиля Уленшпигеля», в котором сыграл главную роль. Мужественный и отважный, дерзкий и ироничный Жерар-Тиль стал большим достижением актёра, хотя в выборе этого персонажа Филип шёл скорее от уже сложившегося собственного имиджа, стремясь подкрепить его хорошей литературной основой. Изменив прежней сдержанности, он охотно рассуждал о новой работе: «…светлый ум, искрящийся остроумием и дерзостью, доброе сердце, безрассудная храбрость и благородная душа — таким я себе представляю Тиля, полулегендарного героя средневековой Фландрии. Тиль похож на Фанфана, но мне сейчас гораздо важнее их отличие. Одно, весьма существенное, заключается в том, что Тиль по-человечески гораздо глубже, в нём больше чувствуется обобщенность».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Вместе с тем было бы неверно полагать, что Жерар Филип варьировал один и тот же образ. Последние годы жизни Жерар пробовал себя в разных киножанрах — комедии, мелодраме. От Аллегре он попадал в руки Беккера, потом к Дювивье, Отану-Лара, Вадиму и, наконец, к Бунюэлю. Последние его роли в фильмах «Монпарнас, 19» (1957) и «Игрок» (1958) говорят о том, что эмоциональная наполненность его романтических героев стала перерастать в духовную энергию психологически гораздо более сложных персонажей.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Роль в картине Роже Вадима «Опасные связи 1960» (1959) стала для Филипа одной из последних. В этой экранизации одноименного романа Шодерло де Лакло действие перенесено в конец 50-х годов XX века. Жерар Филип и Жанна Моро блистательно воплотили образы распущенных героев светских будуаров, ведущих опасную любовную игру, переходящую в настоящий поединок.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Это был очень красивый человек, — вспоминала актриса Жанна Моро о Филипе. — Высокий. Сухопарый. С матовым цветом лица, какой бывает у мужчин, находящихся в прекрасной физической форме. Он являл собой олицетворение силы и веры. И он всегда мечтал о совершенстве, хотел стать настоящим актёром и настоящим человеком».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Постоянная тяга Жерара к контрастным ролям сказалась в его последней роли в фильме «Лихорадка приходит в Эль Пао» Бунюэля. Филип создал сложный образ идеалиста-интеллигента, отстаивающего при тяжёлом режиме диктатуры свою позицию невмешательства и непротивления злу…

Осенью 1959 года Жерар почувствовал себя особенно утомленным. Анн заставила его показаться врачам. Филипу сделали операцию. Но болезнь была неизлечимой — рак печени.

Жерар Филип умер 25 ноября 1959 года, в возрасте тридцати семи лет. Хоронили актера 28 ноября в канун десятой годовщины его свадьбы и за семь дней до дня рождения. Когда его супруга бросила в могилу розу, начался ливень…

На вопрос «Боитесь ли вы смерти?» Жерар отвечал: «Да, очень боюсь»…

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Волнение актёра — от предстоящего контакта со зрителем. Я сравниваю нашу профессию с профессией тореадора, вынужденного каждый раз мобилизовывать все свои силы, чтобы не быть сражённым быком. И в нашей профессии нужно избегать гнева зрителей».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s